Поэт из Балашихи: «Нужно идти к людям, а не ждать, что они придут сами»
Житель Балашихи Андрей Медведев - автор многих произведений, руководитель творческой студии «Шар» и член Российского союза писателей. О том, как началось его увлечение поэзией и почему стихи должны быть как камни, он рассказал корреспонденту «РИАМО в Балашихе».
Актер Театра на Таганке Эрвин Гааз: «В Балашихе должен быть свой театр»>>
- Андрей, на твоей творческой странице есть цитата: «Стихи надо писать так, что если бросить стихотворение в окно, то стекло разобьется». Что ты хотел подчеркнуть этим высказыванием?
- Как известно, эти слова принадлежат Даниилу Хармсу. Я считаю, что стихи не должны быть халтурой, в них не место сюсюканью. Если уж о чем-то говоришь, то четко и со смыслом, чтобы в каждой строке была маленькая вселенная. Как у Маяковского: сказал, словно отрезал.
Я не стремлюсь за большими формами в поэзии и приветствую лаконичность с философским оттенком. Маленький стих, наполненный содержанием, способен, как камень, разбить стекло. Другими словами, обратить внимание читателя, заставить его о чем-то задуматься.
- Твои стихи легко читаются, но в то же время в них скрыто признание или недовольство…
- Действительно. Говорят, что поэт должен быть далек от политики, но на самом деле это не так. Поэт отображает в творчестве то, что происходит вокруг, маскируя какие-то отдельные свои мысли. Умный человек поймет подтекст, докопается до смысла, а глупым людям, думаю, этого и не нужно. Меня даже друзья-поэты просят, чтобы я расписывал свои аллегории, но я не хочу говорить все прямым текстом. Потому что так читателю будет уже неинтересно.
Жители Балашихи о Великом посте: «Без покаяния он всего лишь диета»>>
- Одно из последних стихотворений «Мы живем в побледневших подъездах», кажется, говорит о непонимании людей друг другом. Что предшествовало его написанию?
- Я попытался показать, что мы часто ходим рядом, но проходим мимо, не замечаем друг друга. Например, выходишь на лестничную площадку и видишь выставленные соседями мусорные мешки. Люди думают, что если они вынесли мусор из своей квартиры, личного пространства, то этого достаточно. В результате появляется грязь, неприятный запах и от антисанитарии страдают уже все жильцы дома. Это пример того, что мы живем рядом, а такое ощущение, что находимся в параллельных вселенных. Другим пластом стихотворения идет любовная лирика, отражающая мои ощущения и воспоминания из прошлого.
- Можешь вспомнить, с чего началось твое увлечение поэзией?
- Начиналось все с музыки, а точнее, с зависти. Получилось так, что у нас во дворе появился паренек, который очень хорошо играл на гитаре и был душой компании. Возле него постоянно крутились девчонки. Я попросил отца купить мне гитару, а мой друг научил меня трем аккордам.
Я выучил дворовую песню «Лягушка», и, надо сказать, что она имела успех. Потом я стал разучивать популярные песни «Чайфа», «Кино», «ДДТ», «Наутилуса Помпилиуса», что-то сочинял и сам. Потом с друзьями сколотили рок-группу «Ночь», которая базировалась в Доме культуры «Восход», просуществовав порядка 14 лет. Она распалась, когда у нас появились семьи. Но ностальгия осталась. И в 2015 году я стал записывать то, что приходит в голову.
Возможно, во мне это копилось долгие годы и в один момент решило выйти наружу. Так начали появляться мои стихи.
- Стихи все-таки невозможно писать хорошо, не понимая поэзии и не зная правил стихосложения. Кого можешь назвать своим ориентиром в мире литературы?
- Я склонен верить в то, что многие наши мысли не совсем наши. Они некая квинтэссенция всего того, что мы знаем. Мне многое дает музыка: классика, рок и джаз. И, естественно, книги, люблю русскую классику. Читаю много с самого детства. Очень близок Серебряный век, но, прежде всего, выделю Есенина и Гумилева. В какой-то степени я даже считаю их своими учителями. Читаю и зарубежную литературу. У меня есть произведения, посвященные поэме Ибсена «Пер Гюнт» и роману Мелвилла «Моби Дик». Получается, что прочитал и сделал в форме стихов умозаключение. Словно маленькая исповедь.
Арбитр Владимир Сельдяков: «Хороший судья должен убить в себе футболиста»>>
- Помимо того, что ты увлекаешься поэзией, ты еще являешься военнослужащим. Эти стороны жизни мешают или, наоборот, дополняют друг друга?
- Мне кажется, моя военная сторона как раз и помогает мне создавать стихи. Стихи это не только вдохновение, но и работа, работа над собой, над словом, преодоление стереотипов и лекал. Это тяжелый труд. Приходится все время балансировать над тем, что и как сказать. С одной стороны, во мне живет хулиган, рок-н-рольщик, с другой стороны, строгий, военный человек. В результате находится золотая середина, выраженная в стихах.
- Есть литературные сайты, где тысячи людей публикуют свои произведения, в том числе и поэзию. Как считаешь, в таком обширном поле реально найти что-то ценное, действительно стоящее и полезное для читателя?
- Складывается ощущение, что стихи стало модно писать. У меня по этому поводу родились такие строки: «Сегодня модно быть поэтом, когда у папы деньги есть. Когда у мамы есть бюджеты, в любую сферу можно влезть». Интернет – это огромное море, там действительно тяжело что-то отыскать. Думаю, если искать что-то для себя, то надо искать в жизни, постараться разглядеть в обыденности что-то интересное. Возможно, на каких-то творческих вечерах или квартирниках.
Бывает, что талантливые ребята встречаются на улице или в электричке. Я всегда был и остаюсь сторонником живого общения.
Воспитатель Клавдия Зацепина: «Современные дети очень «продвинутые»>>
- Ко всему прочему ты являешься руководителем творческой студии «Шар». Как родилась идея этого творческого объединения?
- Мне нравилась идея создания «театра поэтов» - сообщества интересных, разносторонних, талантливых людей для продвижения живого слова в массы. Так прошлой осенью родилась наша студия, куда входят поэты, прозаики, музыканты, актеры, художники. Сейчас уже есть определенный костяк - это я, Алексей Теплухин, Светлана Гончаренко, Роман Михайлов и Федор Гарифулин. Много делает для студии Кирилл Соколовский.
Причем в нашем творческом объединении состоят люди не только из Балашихи, но также из Люберец, Королева, Москвы и даже Краснодара. По возможности собираемся в микрорайоне Павлино, где у нас находится творческая лаборатория.
Мы репетируем, рождаем идеи, готовимся к мероприятиям, строим планы на будущее.
Тренер сборной по регби на колясках: «Инвалиды не должны сидеть дома»>>
- Что уже успели сделать и какие цели ставите перед собой в дальнейшем?
- Мы уже несколько раз выступали в Железнодорожном. В конце января, к примеру, устраивали творческий вечер памяти Высоцкого. На сцену выходили поэты и музыканты, а также был специальный гость, актер и режиссер Театра на Таганке Эрвин Гааз. Зрителям понравилось. Кроме того, наши мероприятия проходили в Картинной галерее Балашихи, в культурных учреждениях Раменского района и Москвы. Мы хотим охватить Московскую область, потому что здесь по сравнению со столицей чувствуется недостаток в мероприятиях именно такого формата.
В планах у нас также тур по Краснодарскому краю, где живет один из участников нашей студии. Сегодня нужно самим идти к людям, а не ждать, пока они придут к тебе.