пн, 25 сентября, 12:55
+17°C
В Балашихе
Следи за жизнью в городе

Актер Театра на Таганке Эрвин Гааз: «В Балашихе должен быть свой театр»

©  Из личного архива

Эрвин Гааз – актер и режиссер драматического театра, а также непрямой потомок московского врача Федора Гааза, известного в народе как «святой доктор». С 1995 года Эрвин работает в Театре на Таганке, а несколько лет назад он переехал из Москвы в подмосковный Железнодорожный. Эрвин Гааз рассказал «РИАМО в Балашихе» о своей фамилии, работе в театре и жизни в Московской области.

Где заняться танцами в Балашихе: хип-хоп, тектоник и рок-н-ролл>>

О фамилии Гааз

©  Мария Кулькова

Знаменитый доктор Федор Петрович Гааз, которого в народе считают «святым доктором», приехал в Россию в начале 19 века. Он был очень обеспеченным, одним из богатейших людей Москвы, но под конец жизни его не в чем было даже хоронить. Все свои средства он тратил на лечение и содержание бедных и каторжников. Сейчас идет процесс канонизации доктора католической церковью. У него самого детей не было, а наша линия – это линия его брата, оставшегося в Германии.

Вообще род Гаазов был традиционно медицинским, среди представителей фамилии были еще юристы. Мой родной дед, Эрвин Альбертович Гааз, работал врачом-психиатром. По приглашению главного хирурга Красной Армии Николая Бурденко приехал в СССР вместе со своей семьей. В 1938 году по ложному доносу был осужден и расстрелян. Вскоре забрали и мою бабушку, она погибла в ссылке в Южном Казахстане. Таким образом, мой отец, а ему не было тогда и десяти лет, остался беспризорником, сыном «врагов народа», к тому же немцем. Тем не менее, род Гаазов остался на территории России. Я родился в центре Москвы, на Покровке, и учился в старой московской школе.

Трудоустройство в Балашихе: популярные вакансии и перспективные предприятия>>

О выборе профессии

©  Из личного архива

Мой отец мечтал пойти по стопам своих предков и поступить в медицинский институт, но в те годы не имел права на это, поскольку была квота на национальности, да и статус сына «врага народа» давал о себе знать. Но его уже тогда увлекло драматическое искусство, он был драматургом, эстрадным режиссером, конферансье. Я тоже изначально хотел учиться на медика и даже поступил после школы в 3-й медицинский стоматологический институт. Хотел заниматься фармакологией. Через какое-то время любовь к театру все-таки пересилила, я ушел из мединститута и поступил на кафедру режиссуры Высшего театрального училища имени Щукина. Это был специальный актерско-режиссерский курс, который набирался для Театра на Таганке. Его я закончил в 1995 году с красным дипломом, и с тех работаю в Московском Театре драмы и комедии на Таганке.

О Театре на Таганке

©  Из личного архива

Первый спектакль в Театре на Таганке я посмотрел в возрасте 12 лет, он назывался «Товарищ, верь!». Постановка меня поразила, до сих пор вспоминаются какие-то мизансцены. Это было какое-то очень буйное, нахальное, непохожее на другие театры, представление, разбивающее все каноны традиционного театра. Не было ни декораций в классическом понимании, ни особых костюмов. Все было очень странно и необычно, очень похоже на какие-то агитбригадные действа. Уже тогда Таганка меня направила в сторону открытой, площадной игры.

Сейчас Таганка переживает новое время: ушли из жизни Юрий Любимов и продолжатель его традиций Валерий Золотухин. Театр пока ищет свое направление, у него период становления, и каким он будет в будущем – еще непонятно. Но это будет совершенно другой театр.

О спектаклях

©  Вера Федорова

В Театре на Таганке раньше я играл значительно больше. Сейчас не так часто просто потому, что сняты с репертуара спектакли, в которых я был занят при Юрии Петровиче (Любимове – ред.). Но это естественно – спектакли и театры живут, умирают, рождаются и взрослеют. В частности, сейчас я занят в спектакле «Мастер и Маргарита», где играю несколько ролей: Берлиоза, первосвященника Каифу, Арчибальда Арчибальдовича. Играю одного из трех Богов в спектакле «Добрый человек из Сезуана». Это для меня вводные роли, так как спектакли существовали еще задолго до меня, и я принимал эстафету у величайших мастеров Таганки – Семена Фарады, Александра Сабинина, Льва Штейнрайха.

Я занят и в новых спектаклях, которые появились в постлюбимовское время. Например, «Калека с Инишмана», «Венецианские близнецы». Но самый мой любимый спектакль за все годы работы на Таганке – это был «До и после», в котором я играл поэта Мандельштама. Также хочется отдельно отметить «Братьев Карамазовых», где я играл доктора Герценштуббе. Этот персонаж написан Достоевским с образа «святого доктора» Федора Петровича Гааза. Вот такое мистическое совпадение, что я фактически играю непрямого своего предка.

У меня есть несколько собственных моноспектаклей и камерных работ. Это «Ричард Третий» по исторической хронике Шекспира, который я недавно отыграл в театральном музее имени Бахрушина. «Фунт правосудия» по другой пьесе Шекспира — «Венецианский купец», поставленный для меня  режиссером и драматургом Р. Михеенковым. Есть спектакль по рассказам Аркадия Аверченко «Праздничные сны», спектакль «Иерусалим-сюита» по поэме Александра Галича «Кадиш» с музыкой музыкального руководителя Таганки Татьяны Жановой. Со мной, кстати, иногда гастролирует мой сын Вильгельм, которому сейчас 11 лет. Он увлекается театром с 7 лет, у него тоже есть моноспектакль, поставленный по произведению Пушкина «Моцарт и Сальери».  

Легенды Балашихи: смерть Анны Карениной и проклятый цыганский дом>>

О литературе

© РИАМО в Балашихе, Денис Давыдов

Один из моих любимых писателей – это Эрих Мария Ремарк, его произведения сопровождают меня всю жизнь. Мой дипломный спектакль, которым я защищался в Щукинском училище, поставлен по его произведению «Триумфальная арка». Ремарк – это романтика и честность. Он очень созвучен России, такому балансу на грани катастрофы, постоянного ощущения, что будет завтра. К сожалению, в Германии он не так популярен, как в России. Но в этом, конечно, есть заслуга и наших превосходных переводчиков.

Безусловно, Набоков тоже мой писатель. Также я делал инсценировки по рассказам Леонида Андреева. Любимых авторов очень много. Я, например, увлечен японской драматургией, в частности Юкио Мисимой, его проектом по возрождению классического театра. В Театре на Таганке на Малой сцене даже какое-то время шел спектакль «На все времена» по мотивам его произведения «Надгробие Комати».  Главную роль, кстати, в нем исполнила легенда Таганки, наша старейшая актриса – Мария Полицеймако. 

Жители Балашихи о переезде в другой город: мечты о Питере и теплых странах>>

О переезде в Балашиху

©  Из личного архива

Поводом для моего переезда в Подмосковье стало пополнение в семье, когда мы с женой ждали второго ребенка. В таком составе жить в однокомнатной квартире в Орехово-Борисово было уже сложно. Так получилось, что здесь недалеко живут наши друзья, и это направление показалось нам интересным. В итоге нам удалось обменять свою жилплощадь в Москве на четырехкомнатную квартиру в Железнодорожном. Это чудо, которого в принципе быть не может, но оно случилось. Вот уже больше трех лет мы живем в области.  

Что касается инфраструктуры, то нас все устраивает, в том числе и транспортная доступность. На электричке за полчаса можно добраться до Курского вокзала, а через десять минут я уже в Театре на Таганке. Как ни странно, но дольше приходилось ехать на работу из Орехово, чем из Подмосковья. Нам нравится и школа, 1-я гимназия, где учится наш сын. Так что пока не вижу аспектов, которые меня уж так сильно бы не устраивали в Балашихе.

Странные улицы в Балашихе: Демин луг, Качалинская сторожка и Майкл Лунн>>

О создании театра

©  Из личного архива

Удивляет, что в таком крупном городе, как Балашиха, до сих пор нет ни одного театра. Это уникальный случай. Тем более, что театры есть в менее крупных, по сравнению с Балашихой, городах региона – Лобне, Мытищах, Ногинске, Королеве.

Эта идея долго не продвигалась, но в городе обнаружилась большая команда замечательных, опытных актеров, которые хотят, чтобы у города был свой театр. Мы периодически встречаемся, у нас обнаружилось много точек творческого и человеческого соприкосновения. Возможно и потому, что мы одного поколения, уже что-то попробовавшие и сыгравшие в других театрах и кино. В частности, вопросом создания театра занимается известный актер Олег Руденко-Травин. И в последнее время мы встретили настоящую заинтересованность руководства города.

О будущих планах 

©  Из личного архива

За время моей работы накопилось очень много инсценировок, пьес, которые хотелось бы поставить. Это «Отверженные» Виктора Гюго, замечательнейшая комедия Бернарда Шоу «Великая Екатерина». Я бы хотел вернуться и к Ремарку, он всегда будет пользоваться спросом. Хотелось бы также вернуться к спектаклю «Фальстаф», поставленному по пьесе Шекспира «Генрих IV». Есть мечта сделать мощный в изобразительном плане спектакль по японской драматургии.

Надеюсь, что в нашем городе откроется театр. В Балашихе проживает много талантливых людей - музыканты, художники, актеры, балетмейстеры, все они готовы свои силы направить на работу в местном театре. Удивительно, что этот потенциал до сих пор не задействован. Тем интереснее будет работать, если наши мечты воплотятся.

Актуальное

Другие СМИ

Загрузка...