История пчеловода: «Инвалидность не помешала мне открыть медовый бизнес»

История пчеловода: «Инвалидность не помешала мне открыть медовый бизнес»
Люди

В марте житель Балашихи, инвалид 2 группы Алексей Масальцов защитил бизнес-план в центре занятости населения и получил субсидию на открытие собственного дела. Он рассказал «РИАМО в Балашихе» о том, как мечтал стать пчеловодом, пережил две трагедии, вновь поверил в себя и запустил производство меда.

Елена Губина – королева скаморца: как педагог из Балашихи стала сыроделом>>

Первый опыт

Алексею 46 лет, он живет в микрорайоне Железнодорожный с 2004 года. Родом из Казахстана, где жил вместе с родителями и сестрой.

С радостью вспоминает свое детство, полное приключений. В шесть лет поднялся на Тянь-Шань на плечах своего дяди-спасателя, впоследствии занимался альпинизмом. Но больше всего его увлекло пчеловодство. В 12 лет впервые попал на пасеку, где его отец трудился водителем.

«Там было больше 200 пчелосемей. Я задавал кучу вопросов о жизни пчел, не боялся – видел, как пчеловоды гладят их, спокойно берут на руки. Мне предложили остаться на время. Я во всем помогал, а в свободную минуту наблюдал за пчелами. Это заметил пасечник и предложил стать его учеником. Я с радостью согласился и стал учиться», – вспоминает Алексей.

Лесов в Казахстане нет – только степи, где в основном выращивали хлопок, табак, кукурузу. Поэтому пасека каждый год выезжала в разные места, где специально высеивали гречиху, подсолнечник, разнотравье для опыления и сбора меда. Путешествовал с ней и Алексей.

Сокращение с работы: что нужно знать сотрудникам в 2022 году>>

Профессия – пчеловод

В первый год за труды на пасеке подростку подарили флягу меда из разнотравья – 40 с лишним килограммов. По словам Алексея, это было настоящее сокровище: за полфляги тогда можно было купить мотоцикл «Яву».

«Один из самых любимых – гречишный мед. Он отличается от остальных непередаваемой нежной тянучестью, как у патоки. Когда везешь его в дальнюю дорогу, он немножко вспенивается, и эта пенка потрясающе вкусная – ничего вкуснее в своей жизни не пробовал», – делится Алексей.

После школы наставники посоветовали ему поступить в сельскохозяйственный техникум на пчеловода. По окончании обучения Алексей продолжил работать на пасеке, набираясь опыта.

В благодарность за усердие пчеловоды подарили ему 10 пчелосемей, что для юноши стало бесценным подарком. Первый удачный опыт вдохновил Алексея. Он проработал на пасеке почти пять лет.

Но времена изменились, родители Алексея занялись другим бизнесом – меховыми изделиями, и молодой человек стал активно помогать им в более прибыльном деле. Полноценно заниматься пчеловодством временно стало невозможно.

«Национального вопроса не чувствую»: переехавшие в Балашиху о том, как их принял город>>

Переезд в Москву

Когда в начале 1990-х годов начались события в Казахстане, мать Алексея решила увезти его с сестрой в Москву, где жили знакомые. Путь был долгим и трудным. На небольшие сбережения стали искать жилье.

«Маме понравился дом в Тверской области. Надо отдать ей должное – решилась на переезд. Представьте себе – из благоустроенной квартиры переехать в дом, завести хозяйство», – вспоминает Алексей.

Затем она уехала на заработки в Москву. В разные годы работала продавцом, заместителем бухгалтера, открыла собственный магазин по продаже хлеба, овощей и других продуктов. Алексей трудился грузчиком, дворником и даже продавцом женской косметики.

«Было интересно, хоть и тяжело. Но я понимал, что таков мой путь. Верил, что в будущем удастся реализовать все, что задумал. У меня вообще по жизни такой девиз: нет ничего невозможного», – говорит Алексей.

«Разрешите ребенку выбирать»: психолог о профориентации подростков>>

Мечта о пасеке

Но мысли о любимом деле не оставляли Алексея. В 1990-х годах в Тверской области он обращался к местным пчеловодам с просьбой финансово помочь в организации пасеки хотя бы на 50 пчелосемей. Однако те решили, что это для них дорогостоящее вложение.

«Тогда я пошел к пчеловоду из соседней деревни, предложив свою помощь и попросив три улья. Он согласился и дал мне пчел и ульи. Я приобрел бесценный опыт, за один сезон накачал почти флягу меда», – вспоминает Алексей.

В 2000 году он встретил свою вторую половину и женился. С супругой стал вести совместный бизнес, в разные годы занимаясь продажей бытовой химии, посуды, одежды, уникальных вязаных изделий.

Свои торговые точки появились и в Железнодорожном, куда супруги переехали в 2004 году, купив однокомнатную квартиру.

«Это как паралич всего тебя»: монолог о депрессии и комментарий эксперта>>

Две трагедии

Два года назад жизнь Алексея разделилась на до и после. После сложнейшей операции на сердце супруга почувствовала себя лучше, но вскоре заболел он сам – ударил ногу о железную кровать, образовалась болячка, которая перешла в трофическую язву. Врачи сказали, что начинается гангрена и ногу придется ампутировать по бедро.

«Повезло, что в тот момент я попал к замечательному врачу, который изучил историю болезни и посоветовал клинику в Ярославле, где врачи специализируются на органосохраняющих операциях», – говорит Алексей.

Он перенес девять операций, в трудное время его поддерживала жена. Из-за большой раны стопу сохранить не удалось, ногу ампутировали до колена. Незадолго до выписки Алексея из больницы его супруга скоропостижно скончалась.

«Я вернулся в пустую квартиру. Был момент, когда пробовал найти успокоение на дне бутылки. Слава богу, быстро понял, что это приводит лишь к болезням», – признается Алексей.

После получения инвалидности ему выдали бесплатный протез и костыли. Надо было привыкать к новой реальности.

По словам Алексея, огромную роль в его дальнейшей судьбе сыграла поддержка родных и его характер, желание жить дальше. Получать только пенсию по инвалидности для него было бесперспективно, и он решил действовать.

Компенсация за производственную травму: необходимые документы и выплаты>>

Субсидия на открытие дела

На открытие медового бизнеса Алексея вдохновила сестра. Она долгое время работала продавцом, но мечтала вернуться к профессии парикмахера и пришла в центр занятости населения. Там узнала о программе содействия самозанятости безработных граждан и финансовой поддержке для открытия собственного дела.

«Сестра уговорила меня обратиться в ЦЗН в Балашихе, обещав всецело помогать. Что я и сделал. Мне очень понравился коллектив центра – это профессионалы своего дела, которые с пониманием отнеслись ко мне. Рассказали, как правильно составить бизнес-план, при успешной защите которого выделят субсидию, после чего можно зарегистрироваться в качестве ИП или ООО», – отметил Алексей.

Он давно мечтал о пасеке в Тверской области, где рядом родные люди и можно будет заниматься любимым делом. Составив бизнес-план «Производство и реализация продуктов пчеловодства и разведение пчелосемей», он успешно защитил его.

План признали актуальным и конкурентоспособным, Алексею выделили финансовую помощь в размере 153504 рубля.

Эндокринолог из Балашихи про сахарный диабет, факторы риска и терапию>>

Медовый бизнес

На полученные деньги Алексей закупил девять пчелосемей, медогонку, рамки, вощину. Правда, ему не удалось купить бидоны, весы, другой инвентарь, костюмы, тележку, так как деньги поступили в период санкций, цены повысились.

Но пчеловод не унывает. Если все сложится удачно, уже в этом сезоне он сможет порадовать покупателей натуральным и качественным медом. Он считает, что даже с небольшой пасеки вполне реально собрать много меда.

«Буду работать все лето на природе, а зимой расширю пасеку. За один сезон можно увеличить пасеку из девяти семей в три раза», – делится планами Алексей.

Он хотел бы создать пасеку и в Подмосковье, но здесь высокая плотность населения и мало растительности, которая хорошо выделяет нектар. Пчеловоды в основном держат пасеки в других регионах.

«Хотя и в Московской области вполне реально создать целые сады, в парках высадить культуры, которые будут привлекать пчел и приносить много меда», – считает Алексей.

Как отличить настоящий мед от подделки>>

Никакого фальсификата!

«Часто за натуральный мед выдают совсем не то. Можно, например, взять 100 килограммов сахара и нагнать 80 литров «меда», но когда этот суррогат настоится, станет понятно, что это никакой не мед – он прокиснет, будет расслаиваться», – рассказывает Алексей.

И добавляет, что медом может называться только тот продукт, который прошел весь цикл – от вылета пчелы и сбора нектара до полной запечатки сот и выпаривания.

«Некоторые качают незапечатанный мед, который потом расслаивается, теряет свои качества. Я считаю, что нужно быть честным с покупателями. Лишь один раз продашь фальсификат – сразу потеряешь доверие! Авторитет нарабатывается годами, но в одночасье можно все потерять», – говорит Алексей.

Социальная ипотека: кто может получить и каким критериям нужно соответствовать>>

Любовь к своему делу

Сегодня Алексей полон планов и надежд.

«К сожалению, далеко не все люди с ограниченными возможностями настроены так оптимистично. Многие безработные инвалиды занимают пассивную позицию, хотя все зависит только от желания создать и развивать собственное дело», – считает он.

И признается: было много моментов, когда хотелось опустить руки, но какая-то внутренняя надежда и вера в себя не давала этого сделать. Он сумел пережить трагедии, случившиеся с ним, и снова полюбить жизнь.

«Нужно иметь цель. Уверен, что человек, влюбленный в свое дело, рано или поздно добьется успеха. Поэтому хочу пожелать людям иметь смелость выйти из зоны комфорта и идти к своей мечте. И жизнь станет намного лучше», – заключил Алексей.