Инспектор по делам несовершеннолетних из Балашихи о работе и «трудных» детях
В последний день весны сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних отмечают профессиональный праздник. О «трудных» детях, типичных правонарушениях и беседах с родителями порталу «РИАМО в Балашихе» рассказала старший инспектор отдела полиции по обслуживанию микрорайона Заря МУ МВД России «Балашихинское», майор полиции Маргарита Мальцева.
31 мая 1935 года Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) приняли постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», и в структуре рабоче-крестьянской милиции стали создавать детские комнаты милиции. В этот день инспекторы по делам несовершеннолетних отмечают профессиональный праздник.
«Буду тиктокером!»: мечты подростков, опасения родителей, мнение психолога>>
– Маргарита Валерьевна, почему вы выбрали такую работу?
– У меня есть педагогическое образование, мне нравится работать с детьми, а еще всегда хотела носить погоны, потому что папа и старший брат – военные. В 2009 году поступила на службу в МВД и ни секунды не пожалела. Сразу же попала в подразделение по делам несовершеннолетних. Сначала работала инспектором, потом старшим инспектором.
До объединения Балашихи и Железнодорожного работала в Балашихинском отделе полиции, куда входили территории Балашиха-2 и микрорайон Южный. Сейчас я – старший инспектор отдела полиции по обслуживанию микрорайона Заря. В моем подчинении два инспектора, а в зону обслуживания входят микрорайоны Южный и Северный, а также близлежащие деревни.
У меня ненормированный рабочий день, я почти не сижу в кабинете. Есть график бесед с подопечными, ведь главная задача – это профилактика правонарушений.
День без интернета: отличная идея или кошмар современного человека?>>
– Как на вашей территории обслуживания обстоят дела с подростковой преступностью?
– В маленьких населенных пунктах свой менталитет, обычно больше соблазнов для детей в центре города. А здесь за шесть лет почти не было преступлений. Так, с начала 2021 года не зарегистрировано ни одного преступления – значит, проводим хорошую профилактическую работу.
В 2020 году зарегистрировано всего одно преступление. Подросток решил покататься на автомобиле, который долго стоял во дворе. Посчитав машину бесхозной, мальчик вскрыл ее, покатался и вернул на место. И вдруг объявился хозяин и заметил, что авто не так стоит.
Нелепый поступок, совершенный в детстве, может негативно сказаться на будущем человека, причем весьма серьезно. Поэтому стараемся работать с детьми уже с детского сада – рассказывать об основах безопасности и работе полиции.
– Какие правонарушения чаще всего совершают подростки?
– Мелкие хищения, употребление спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, а также нарушение режима пребывания на улице в ночное время. По закону, дети до 18 лет могут находиться на улице в будни до 22:00, в выходные и праздничные дни, во время каникул до 23:00.
С начала 2021 года в отделе составлено 120 административных протоколов на родителей, 13 несовершеннолетних привлекли к ответственности за распитие алкоголя и нахождение в пьяном виде. Три протокола составлено на продавцов магазинов, которые продали спиртное несовершеннолетним. Еще три протокола – за нанесение побоев детям. Все протоколы направлены в комиссию, в суд на рассмотрение.
В целях профилактики правонарушений с начала 2021 года мы поставили на учет 16 подростков и 6 родителей.
«Второго ребенка когда родите?»: рассказы мам из Балашихи и мнение психолога>>
– Сколько времени подростки стоят на учете в полиции?
– Обычно ставим на учет на полгода. Если со стороны родителей нет нареканий, из школы приходят положительные характеристики, то снимаем с учета. Если проблемы остались, если подросток снова совершил правонарушение, то продлеваем еще на полгода.
Дети к нам попадают и по заявлению, и по сообщению из школы, и просто как задержанные нарушители правопорядка.
Мы ставим на учет с 10-11 лет, в редких случаях с 8-9 лет. Ответственность за тяжкие преступления подросток несет уже с 14 лет, а с 16 лет – за все правонарушения. Некоторые до 18 лет стоят на учете, но они, как правило, уходят в спецшколу.
Регулярно приходим к стоящим на учете подросткам домой, в школу, в техникум. Проводим профилактические беседы. Обычно раз в месяц, иногда чаще – в зависимости от ситуации.
– Вы отправляете своих подопечных в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и спецучреждения закрытого типа?
– Да. Это делается по решению комиссии по делам несовершеннолетних, куда входят органы опеки, педагоги, психологи. В 2021 году мы направили в спецучреждения двух несовершеннолетних.
На очень многих подобные учреждения хорошо влияют. Я всегда говорю: пусть дети сами почувствуют, что такое нести ответственность. За всю мою практику я направила туда восемь человек, и из них только один после возвращения совершил преступление. Я его вновь направила туда, и с тех пор он больше ничего противоправного не совершал.
Спецшкола – это крайняя мера, когда больше никак нельзя скорректировать поведение подростка. У ребят там повышается успеваемость. Классы маленькие, много воспитателей, соцпедагогов, психологов, которые уделяют им максимум внимания. Ребята там хорошо питаются, у них организован досуг.
Не игрушка: приравняют ли электросамокаты к транспортным средствам?>>
– Расскажите примечательный случай.
– Однажды я направила в спецшколу двух друзей-подростков. Они учились плохо, связались с дурной компанией, начали совершать кражи. Тогда я и решила отправить их в спецшколу закрытого типа. У одного из мальчиков папа злоупотреблял алкоголем, и я понимала: если оставить его в этой среде, то он точно совершит что-то серьезное. А второй – из многодетной семьи, контроль был ослаблен, он легко подвергался негативному влиянию друга.
Суд постановил отправить подростков в спецшколу на три года. Мама одного из мальчиков была против, подала апелляционную жалобу, и срок сократили до года. А через год я встретила ее, и она призналась, что очень пожалела, что подала жалобу, потому что спецшкола хорошо повлияла на ее сына, он стал учиться на четверки и пятерки.
Увы, родители не всегда понимают, что спецшкола – не тюрьма, а особое заведение, которое решает многие проблемы. Там вырабатывается поведение, устанавливается режим дня, повышается успеваемость, кроме того, ребенку постоянно напоминают об административной и уголовной ответственности за правонарушения.
– Обращаются ли к вам родители за помощью? Что вы советуете им?
– Прежде всего, ребенок должен чувствовать внимание со стороны мамы и папы, понимать, что его любят и что он нужен. Но при этом он должен чувствовать родительский контроль, иначе ребенок предоставлен сам себе, что впоследствии может стать причиной проблем.
Я всегда напоминаю родителям: никогда нельзя ругаться с кем бы то ни было при детях. Нельзя подавать плохой пример, чтобы потом не пришлось пожинать плоды и кричать «Помогите!», когда чадо подрастет и натворит дел.
Также детей с раннего детства нужно развивать. Если у ребенка есть увлечение, он постоянно занят делом, то на дурные компании и правонарушения у него попросту нет времени.
Всегда говорю родителям: главное – не упустить переходный возраст. У кого-то он проходит тихо, у кого-то бурно, но главное его перерасти. Если вы в доверительных отношениях со своим ребенком, находитесь с ним на одной волне, постоянно разговариваете на любые темы, разъясняете, то все будет нормально. Надо стать ребенку другом, тем, к кому он в первую очередь придет за похвалой, советом и поддержкой.
Дети могут убежать из дома из-за недопонимания со стороны родителей, причем даже если семья благополучная. Причины разные – ссоры с мамой и папой, первая любовь, влияние друзей, тяга к приключениям.
Когда и как говорить с детьми о сексе: рекомендации психолога>>
– Поделитесь случаем из практики.
– Одна из моих подопечных – девочка из хорошей семьи, которая сильно изменилась с наступлением переходного возраста и стала очень подвержена влиянию своих друзей.
Однажды вместе с подружкой девочка решила украсть в сетевом магазине несколько товаров – чисто ради адреналина. Они набрали полную корзину еды, которая на самом деле была им не нужна, и покинули магазин, не заплатив. Думали, никто не узнает. Но сейчас везде камеры видеонаблюдения – отследить все очень легко.
Маме одной из этих девочек я сразу сказала: дочку нужно изолировать, иначе она вновь попадет в неприятную историю. Было очевидно: если не принять меры, то правонарушения продолжатся и ухудшатся.
Мы направили девочку в спецшколу. Каждый праздник она звонила мне оттуда, поздравляла. Сейчас к ней нет претензий ни по учебе, ни по отношениям в семье. Она учится в медучилище.
– А какой самый юный правонарушитель был в вашей практике?
– Второклассник. У мальчика были проблемы в отношениях с родителями. Мама была занята своей личной жизнью, а сын не чувствовал себя любимым. Он дрался в школе, на него часто жаловались, писали заявления. Он состоял у меня на учете.
Мы провели с мамой очень большую работу, посоветовали обратиться с ребенком к психологу, который помог скорректировать его поведение. В итоге женщина сделала выбор в пользу сына, и все встало на свои места.
– Вам тоже приходится выступать в роли психолога?
– Конечно, без знания психологии работа инспектора по делам несовершеннолетних попросту невозможна. Ведь к каждому несовершеннолетнему, к каждому родителю должен быть свой подход. Нужно выслушать, вникнуть в проблемы, завоевать доверие и расположение. Да, у меня нет диплома психолога, но практика порой дает гораздо больше, чем образование.
Всегда стараюсь найти подход к каждому. Кому-то нужен душевный, а кому-то более жесткий подход, чтобы объяснить возможные плачевные последствия неправильного поведения. Помогаю детям и родителям прийти к взаимопониманию. Люди потом пишут мне и благодарят за помощь.
Я всегда даю детям свой телефон и прошу звонить в любое время дня и ночи, ведь не всегда о проблеме можно поведать родителям. Со всеми подопечными у меня остаются очень хорошие отношения. Став взрослыми, они делятся тем, что происходит в их жизни, и благодарят за то, что в свое время я приняла активное участие в их судьбе.