«Краш», «кринж», «пранк» и «читер»: подростковый сленг и его психологические корни

«Краш», «кринж», «пранк» и «читер»: подростковый сленг и его психологические корни
Статьи

Подростки – особая каста людей. Они выбирают не только свой стиль одежды, но и формируют собственный словарный запас, более известный нам как сленг. Как правильно на него реагировать родителям – учить новые слова или бороться с ними? В этих и не только вопросах разбирался корреспондент «РИАМО в Балашихе».

Думскроллинг: зависимость от негативных новостей и ее влияние на психику>>

«Мочить коры»

Многие люди считают, что сленг – это главный враг русского языка, что из-за него наша родная речь стала «замусоренная», а лексика, используемая у классиков, – совершенно забытая. Однако при этом многие эксперты соглашаются с тем, что изменения языка – закономерность. Меняется мир, меняется и речь, язык просто подстраивается под новые обстоятельства.

Корреспондент «РИАМО в Балашихе» опросила нескольких учителей русского языка и литературы. Оказалось, что каждый из них считает подростковый сленг нормальным явлением.

«Понимаете, это коснулось не только современных подростков. Абсолютно у каждого поколения был свой язык. Сейчас в моде слова «чилить», «байтить» и прочие – практически все они полностью или частично заимствованы из иностранных языков, а 20 лет назад, например, были «шнурки», «тубзики», в 2000-х годах подростки жить не могли без выражений «юзать», «аффтар жжот», «с децл», «мочить коры» и прочих», – объясняет учитель Наталья Дамашевская.

По ее словам, процесс изменения языка абсолютно естественный и с ним бессмысленно бороться.

С этим мнением согласна и репетитор по русскому языку Екатерина Зенкова. Она говорит о том, что взрослые люди должны принять тот факт, что каждое поколение разговаривает по-своему, а потому ругать учеников за сленговые выражения неправильно. Другое дело, что надо учить подростков различать, где можно, а где нельзя употреблять новые словечки. Ведь даже самому лояльно настроенному учителю не понравится, если, отвечая на уроке у доски, ребенок начнет использовать сленг.

Когда и как говорить с детьми о сексе: рекомендации психолога>>

«Своя туса»

По мнению психолога, члена Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Надежды Двоскиной, сленг — явление, безусловно, не только лингвистическое, но и социально-психологическое. В случаях появления и развития сленга язык становится инструментом, при помощи которого происходит процесс идентификации с той или иной группой.

«Надо сказать, подростковый возраст как таковой характерен повышением значимости для ребенка принадлежности к группе сверстников. Именно поэтому сленг в этом возрасте — столь распространенное явление. Это особый язык, зачастую намного более экспрессивный, насмешливый и острый, позволяет обозначить общность, связанную не только возрастом, но и общими интересами. Так, у геймеров или у подростков, увлекающихся аниме, музыкой или спортом, сленг будет несколько различаться, и это тоже естественно», – объясняет психолог.

Осторожно, мультики! Мнение педагогов, психологов и родителей>>

Протест

Возможность влиться в какую-то особую группу, где существуют свои правила и интересы, – не единственное преимущество сленга для подростка. По словам Надежды Двоскиной, особый язык дает почувствовать определенную свободу, в том числе и от взрослого мира.

«Еще больше – от мира формального, где необходимо придерживаться определенных правил. Например, от школы с ее строгим расписанием, правилами и оценками. То есть это еще и, безусловно, определенный бунт, оппозиция, протест, попытка противопоставить себя старшему поколению», – объясняет эксперт.

Кроме того, сленг нередко позволяет подростку справиться с собственной тревогой в процессе социализации, служит ему для самоутверждения, в определенной степени может повышать его статус в группе сверстников.

Бодипозитив, феминизм, «плюс‑сайз» и крайности: мнение психолога>>

Слушать и слышать

Сленг — это совершенно естественное, хорошо известное и филологам, и психологам явление. Его не стоит опасаться. Как говорится, с возрастом пройдет, уверена Надежда Двоскина.

Родители же совершенно по-разному воспринимают речь своих детей-подростков. Одни изо всех сил пытаются оставаться с ними на одной волне, а потому учат их сленг и активно используют его в разговорах. Другие пытаются бороться с новыми словечками, постоянно ругая свое чадо и призывая его к культурности.

На самом же деле, говорит психолог, родителям очень важно сохранять золотую середину и не перегибать палку. И самое главное – просить подростков «переводить», объяснять, что значат их слова.

«При этом самостоятельно переходить на молодежный сленг не обязательно, и, я бы сказала, чаще всего не нужно: у взрослого человека, как правило, есть достаточное количество слов для того, чтобы выразить свою мысль. И просто уважительное отношение, понимание, о чем он говорит, и адекватный с точки зрения содержания ответ — это именно то, что нужно ребенку от значимого взрослого, которым и является родитель», – объясняет психолог.

Кроме того, родителям стоит знать, что лексикон – это некий показатель внутреннего состояния ребенка, его интересов. А потому стоит слушать ребенка и следить за тем, в какой момент он начинает употреблять новые слова. И речь тут не о новомодном сленге, а, скажем, о тюремной или наркоманской лексике.

Психолог о том, как говорить с детьми о деньгах и избежать вредных манипуляций>>

Опыт родителей

Елена, 31 год, мама 13-летней Веры:

Мне трудно смириться с тем, что моя дочь, начитанная и воспитанная девочка, с недавного времени стала употреблять слова, наподобие «задонатить» и «овердофига». По мне, так они звучат хуже матерных! Но я терпеливо молчу, иногда в шутку прошу «перевести» на человеческий язык.

Сейчас в наших отношениях и без того сложный период: у дочери переходный возраст, бушуют гормоны. Она часто истерит, топает ногой, швыряет свои вещи. На фоне этого подростковый сленг выглядит детской забавой.

Евгения, 42 года, мама 16-летней Даши:

Моя дочь часто говорит: «Соблюдай мои личные границы!». Какие границы? Я тебя родила, ты в моем доме живешь! Возмущаюсь в мыслях, вслух говорю: «Тогда и ты соблюдай мои!».

На самом деле, меня очень пугает язык подростков. Дочь разрешила почитать их школьную группу в WhatsApp – я ничего не поняла! Такое чувство, что это какой-то шифр и что обсуждают в группе они не учителей и уроки, а готовят вселенский заговор.

Хорошо хоть, что дочь понимает, что со мной лучше на таком языке не разговаривать. Единственное, она часто в шутку называет меня «читером» и говорит, что я «часто читерю». Так и не поняла, что это. Надеюсь, не очень обидное.

Олег, 40 лет, отец 15-летнего Егора:

Когда хочется наорать на сына за его дурацкие слова, вспоминаю себя с идиотским «тубзиком» и «вариком». И еще с десятком подобных словечек.

Глупо ругать современных подростков, потому что и мы такими были – объединялись в тусовки, говорили странные слова, не слушались маму.

Понятное дело, что каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был лучше, чем он сам. Но есть законы природы, которые нельзя изменить.