Психолог о том, как говорить с детьми о деньгах и избежать вредных манипуляций

18 июня в 16:00 Обновлено 18 июня в 16:41

Дети и деньги – вечный вопрос для родителей. Малыши обычно со слезами клянчат игрушки, подростки закатывают истерики по поводу смартфона последней модели, игровой приставки, нового платья. Как воспитать в детях здоровое отношение к деньгам, корреспонденту «РИАМО в Балашихе» рассказала клинический психолог, семейный психотерапевт Светлана Вишнякова.

Детские летние лагеря на фоне эпидемии коронавируса: что ждать родителям?>>

Когда начинать говорить о деньгах

©  piqsels.com

Очевидно, что бессмысленно вести разговоры о деньгах с малышами, которые еще не научились разговаривать и хотя бы поверхностно понимать суть различных явлений. Но невозможно и назвать конкретный возраст, с которого родители должны начать «планово» знакомить ребенка с финансовой стороной жизни. Ведь все дети разные: кто-то в четыре года интересуется деньгами, а кто-то и в семь лет не понимает, что гаджет гораздо дороже мягкой игрушки.

«Знакомить ребенка с деньгами нужно постепенно, поэтапно – с того момента, когда они начинают иметь к нему отношение. Например, уже в пять-шесть лет родители могут давать ребенку деньги на вкусняшки – леденцы, жевательные резинки, шоколадки. Я несколько раз наблюдала в отелях или на пляже, как родители, приучая маленького ребенка к самостоятельности, доверяют ему свою банковскую карту для оплаты мелкой покупки – например, мороженого», – рассказывает психолог Светлана Вишнякова.

По ее словам, активное взаимодействие ребенка с деньгами начнется, когда он пойдет в школу. Родители дают деньги на оплату обеда, покупку в столовой булки или бутылки воды.

Поддержка семей с детьми во время эпидемии: кому и какие положены выплаты>>

Деньги как проверка

© Фотобанк Московской области,  Александр Кожохин

Именно в начальной школе, получая первые «серьезные» карманные деньги, ребенок поневоле начинает сравнивать себя и свои возможности с возможностями других. И перед ним встает непростой выбор: потратить все сразу или отложить, купить лакомство только себе или угостить товарищей?

«Разумеется, если речь идет о банковской карте, на ней должен быть установлен лимит. И не столько потому, что ребенок может потратить слишком много, а скорее чтобы научить его правильно распоряжаться деньгами – делать осознанный выбор», – говорит психолог.

Она также объясняет, что в школе деньги являются «лакмусовой бумажкой».

С одной стороны, это расширение возможностей ребенка – ведь он может чем-то себя побаловать. С другой стороны, это своеобразная проверка того, что ты значишь для своих друзей и одноклассников.

Младшеклассники и ученики средних классов впервые начинают задаваться вопросом: «А без денег и банковских карт со мной будут дружить или нет?» Увы, у некоторых с раннего детства устанавливается привычка «покупать» любовь друзей за конфеты – тогда деньги начинают ассоциироваться с успехом, престижностью, возможностью быть в центре внимания. Очевидно, что это не очень здоровые тенденции.

Уроки финансовой грамотности для детей: свой бизнес‑проект и деньги на мечту>>

Вред необоснованных отказов

©  Pixabay.com

В супермаркете ребенок дошкольного возраста дергает маму за руку и льет слезы: «Хочу эту куклу! Купи мне ее, купи!» Родительница недовольно отмахивается: «Отстань, денег нет!» Это типичная ситуация для России – взрослым проще безапелляционно отказать и накричать, чем вдаваться в объяснения. Однако, по словам Светланы Вишняковой, поступать так нельзя.

«Нужно говорить спокойно, аргументированно, не отмахиваясь от просьб ребенка коронным для некоторых родителей «Отстань!». Нужно разумно объяснять, не прибегая к упрекам и тем более агрессии. Если отказ в покупке происходит прямо в магазине, важно объяснить причину. Например, «Сегодня нам надо купить молоко, а за конфетой мы придем через два дня», – говорит психолог.

И объясняет: если родитель отказывает ребенку в покупке игрушки или лакомства, он обязательно должен объяснить, почему. То есть не «нет, нельзя», а «нет, нельзя, потому что…». 

В противном случае ребенок сделает неверный вывод: ему отказывают в просьбе, потому что он плохой, потому что его не любят.

«Когда необоснованные отказы происходят регулярно, ребенку очень сложно понять, почему двоечнику Васе родители покупают новый телефон, а ему нет. И тогда ребенок «созреет», начнет задавать логичные, по его мнению, вопросы: «Мои родители бедные? Или они меня не любят?» От этих вопросов взрослым уже не отмахнуться – им придется отвечать, почему у Васиной семьи гораздо больше возможностей, чем у них», – объясняет эксперт.

Как уберечь детей от педофилов, насильников и убийц: советы от «Лиза Алерт»>>

Разумные ограничения

©  Pixabay.com

Однако психолог призывает родителей не делать преждевременных и опасных выводов: не нужно покупать ребенку все, что он пожелает, и по первому требованию. Такой перекос тоже не приведет ни к чему хорошему – есть риск воспитать эгоистичного человека, который свои интересы всегда будет ставить выше интересов семьи и других людей.

Очень важно исходить из возможностей семьи. Поэтому на просьбы ребенка о покупке игрушек и гаджетов следует приводить честные, достоверные, но понятные ему аргументы.

Например, «Мы не можем тебе купить это прямо сейчас – папа еще не получил зарплату» или «То, что ты просишь, – дорогая вещь, мы сможем купить ее, когда накопим деньги».

«Имеет значение, немедленно ли вы удовлетворяете желания ребенка или ставите разумные ограничения, объясняя, что родители могут позволить себе столько, сколько зарабатывают. В целом, стоит говорить с ребенком на «взрослом языке» и объяснять, что семья, например, испытывает финансовые трудности, а потому денег не хватает на все, что хочется. Впоследствии это сформирует мотивацию много зарабатывать, чтобы купить желаемое и помочь родителям, чтобы они жили лучше», – поясняет Вишнякова.

День без интернета: отличная идея или кошмар современного человека?>>

Можно ли дарить детям деньги?

©  Pxhere.com

В последние годы стало популярно на праздники дарить детям деньги. Причем не в школе, а уже в детском саду. Конверты с хрустящими купюрами ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек, друзей. Не лишают ли такие подарки детства? Не делают ли ребенка циничным?

По мнению психолога, нужно учитывать реалии современного мира, а именно запросы ребенка.

Очевидно, что сейчас девочка не мечтает о простенькой кукле, а мальчик – о пластмассовой машинке, как было 20 лет назад. Дети чаще всего грезят о дорогостоящих гаджетах или игрушках, рекламируемых по телевизору. И цены на них «кусаются». А потому нет ничего страшного в том, что ребенок копит подаренные ему деньги, например, на планшет или телефон.

«Кроме того, представления о подарке у ребенка и родителей могут быть совсем разными. Хорошо, если у сына или дочери поинтересовались, что он хочет, и прислушались к пожеланию. А если нет, то ребенок получит не то, что хотел, и расстроится, разочаруется. Поэтому деньги в качестве подарка я считаю нормальной практикой. И не только потому, что маленький человек сможет исполнить свою мечту, а потому, что он еще и научится распоряжаться деньгами, самостоятельно принимать решения», – объясняет эксперт.

«Много зарабатываю, но мне вечно не хватает денег»: истории балашихинцев>>

Родительские манипуляции

©  Pixabay.com

«Я плачу за твою секцию дзюдо 6 тысяч в месяц, а ты говоришь, что не хочешь на тренировку?!» – очень часто знакомство детей с деньгами происходит в таком формате. Разумеется, психологи относятся к этому категорично: это поистине запрещенный прием в воспитании детей, а проще говоря – обычная манипуляция.

«Такое послание мамы означает: «Мы в тебя вложили столько денег, а ты не оправдал наши ожидания!» Ничего, кроме чувства вины, такое обращение не прибавит. Хорошо, если ребенок уже зрелый и может справедливо ответить: «Я не просил вас об этом!» В противном случае подобное приведет к неврозу или вызовет ответную манипуляцию: «Мама, а давай я не буду ходить на занятия, и мы сэкономим твои деньги», – объясняет Вишнякова.

Также эксперт рекомендует в разумных объемах обсуждать с ребенком финансовые дела семьи.

Его можно вводить в курс дела и объяснять, что, например, родители ежемесячно платят ипотеку или кредит за машину, что папе из-за эпидемии коронавируса сократили зарплату.

«Не с целью манипуляции, не чтобы вызвать чувство вины – мол, мы покупаем тебе мороженое каждый день, а нам еще ипотеку платить! Адекватные разговоры о необходимых расходах – это важный воспитательный момент для полноценного роста личности. Он показывает, что мы не всегда можем получить то, что хотели и планировали, ведь в жизни бывают непредвиденные обстоятельства и форс-мажоры, к которым лучше быть готовым», – говорит психолог.

Нынешние жены против бывших: «Клянчит у мужа деньги и флиртует»>>

Детско-родительские отношения

©  pixnio.com

По мнению психолога, основная ошибка взрослых в том, что они всегда считают своего ребенка маленьким. А потому им проще отмахнуться от его потребностей, отказать в покупке без объяснения причин, манипулировать. Либо выбрать другую крайность – осыпать подарками, а потом высказывать претензии – мол, не ценишь то, что для тебя делают мама и папа.

«Такие детско-родительские отношения создают напряжение и тревогу, вызывают сложности не только в отношении ребенка к деньгам, но и во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, окружением. Скорее всего, это неминуемо приведет к травмам психики и неврозам», – предупреждает Вишнякова.

Психолог призывает всегда помнить, что дети повторяют поведение родителей. А значит, те правила, устои и приоритеты финансовых трат, вложений и приобретений, которые характерны для семьи, определят и отношение ребенка к деньгам.