Музей царской охоты в Алексеевской роще: три столетия русской истории

Музей царской охоты в Алексеевской роще: три столетия русской истории
Туризм

В Алексеевской роще в верховьях реки Пехорки в XVII веке был построен охотничий терем царя Алексея Михайловича, в XVIII веке – дворец Александра Меншикова, а спустя два столетия – дача маршала Советского Союза Николая Булганина. Сегодня здесь, на территории национального парка «Лосиный остров», располагается Музей царской охоты. Чем он интересен, читайте в материале «РИАМО в Балашихе».

Путешествие по Балашихе: какие усадьбы, музеи и храмы посетить туристу>>

Один на один с медведем

Московские цари, как принято сейчас говорить, были довольно брутальными – охотились на крупных зверей, в том числе медведей. С последним и связана одна из легенд о царе Алексее Михайловиче, втором из рода Романовых.

«Под Звенигородом стоял монастырь, туда московские цари и ездили на медвежью охоту. Зима, метель лютует – разбудили страшного зверя, он голодный, разъяренный. И так случилось, что совсем юный Алексей Михайлович – тогда ему было всего 17 лет – остался один на один с медведем. С маленьким охотничьим ножом в руке. Смерть была неминуема, но случилось чудо: между зверем и царем встал инок – так называли монахов. Алексей Михайлович был спасен. Он захотел отблагодарить инока. Просит царь выстроить всех монахов в ряд, чтобы «опознать» своего спасителя. Не видит его воочию, но видит образ, висящий на стене. Оказалось, что спас царя святой, которому поклонялись в монастыре», – рассказывает начальник эколого-просветительского центра «Царская охота» ФГБУ Национальный парк «Лосиный остров» Алла Павловна Тартынская.

И добавляет, что с тех пор Алексей Михайлович на медведя больше не ходил, зато культивировал соколиную охоту.

«Ни стрел, ни оружия, ни крови убитых животных. Только лошадь, птица, собака и дичь. Соколиная охота считалась самой бескровной, «тихой», мастерства требовала великого, подготовки тщательной. Потому Алексей Михайлович и оправдывал свое прозвище – Тишайший», – объясняет Тартынская.

Усадьба Пехра‑Яковлевское: «гнездо» князей Голицыных и уникальный храм>>

Охотничий терем

Алексей Михайлович очень любил берега Пехорки, потому здесь и возвел свой охотничий терем. По меркам XVII века был он довольно скромный – белокаменный первый этаж, деревянный второй. По указу царя в Алексеевской роще около реки построили скотные дворы, мастерские, поставили водяную мельницу – все рядом с теремом.

Алла Павловна уточняет: во многих публикациях охотничий терем царя называют путевым дворцом, но это ошибка, это разные понятия.

Путевыми считались дворцы, в которых государи останавливались на ночлег во время своих путешествий, посольств, поездок с инспекциями по своим землям. Как постоялый двор, но более богатый и грандиозный. Охотничий же терем служил совсем другим целям: отдохнуть перед охотой и после нее, отобедать в окружении подданных, провести дипломатические встречи.

«Сокольники в красных кафтанах и сафьяновых сапожках, расшитых золотом, в отороченных мехом рубашках. Соколы в шитых жемчугом клобучках. Лошади, украшенные бубенцами. Все звенело, сверкало – царь-батюшка едет на охоту!» – рассказывает Тартынская.

«Таинственный остров» Андрея Белого: как в Кучине появился музей поэта>>

Поэт соколиной охоты

Соколиная охота была для Алексея Михайловича больше, чем просто развлечение. Он был истинным поэтом соколиной охоты, «достоверным охотником», даже книгу написал – «Урядник сокольничья пути». Историки признали ее литературным наследием Руси наравне со «Словом о полку Игореве».

В книге Алексей Михайлович описывал не только процесс соколиной охоты и ее красоты, но и устав, который строго регламентировал порядок ее организации.

Со страниц книги сошло и известное выражение: делу – время, потехе – час.

Под потехой, конечно, подразумевалась охота.

Интересно, что Петр Первый, сын Алексея Михайловича, использовал основные постулаты из книги отца для написания своего воинского устава.

От Блошихи до Балашихи: исторические вехи и интересные факты>>

Зеркала и театр

«Второму царю из рода Романовых мы еще многим обязаны. Так, например, благодаря ему на Руси широкое распространение получили зеркала. У Алексея Михайловича было много дочерей, и венецианские купцы, дабы порадовать юных царевен, привозили в дар зеркала. Они были трехстворчатыми, по принципу советского трюмо, и назывались венецианским стеклом. Разве могли бояре остаться в стороне от такой красоты? Вот и заказывали заморским купцам похожие подарочки для своих дочерей», – отмечает Алла Павловна.

Первые театральные постановки на Руси – тоже заслуга Алексея Михайловича.

Его молодая жена, вторая по счету, не разделяла любви к соколам и проводить дни напролет в охотничьем тереме не желала. Царь пригласил для нее театр – приехали итальянцы представлять «живые картины» под музыку.

Однако в XVII веке лицедейство строго запрещалось, считалось делом не богоугодным. Алексей Михайлович же был человеком набожным, много денег жертвовал церкви. Потому она разрешила ему просмотр «живых картин», но без музыки. Долгое время театральные постановки проходили в полной тишине.

Усадьба Никольское‑Архангельское: «князь коллекционеров» и уникальная церковь>>

Восьмое чудо света

После смерти Алексея Михайловича охотничий терем пустовал. Петру Первому нравились другие забавы, и потому наследство отца он отдал своему фавориту – светлейшему князю, военному деятелю Александру Меншикову. На месте терема он возвел грандиозный каменный дворец – настолько красивый, что в народе его прозвали восьмым чудом света.

В 1727 году Меншиков попал под опалу – его лишили званий, наград и имущества, сослали в Сибирь, где спустя полгода он умер.

«Дворец Меншикова опустел, пришел в упадок. Тогда жители Пехра-Покровской деревни написали прошение императрице Екатерине. Хотелось им разобрать дворец, чтобы церковь построить – настоящую, каменную. Так впоследствии появилась всем известная Покровская церковь на берегу Пехорки, которую возвели по проекту известного архитектора Бове. Так что камни дворца живут, но в другом облике», – рассказывает Алла Павловна.

Музей войск ПВО в Балашихе: «пальцы Берии», маршал Батицкий и МИГ‑19>>

Дачный домик маршала

Прошло два столетия. Место, где когда-то охотился царь Алексей Михайлович, а затем возвышался дворец Меншикова, заросло травой.

В 1947 году в Алексеевской роще начали строительство правительственных дач. Одна из них была отдана маршалу Советского Союза, генералу-полковнику, Герою социалистического труда Николаю Булганину.

«Дачный домик Булганина сохранился, в нем мы и разместили главную экспозицию Музея царской охоты. Территория участка тоже сохранила свой первоначальный облик – скамейки, парковые скульптуры, туи. Мы даже цветы высаживаем те же, что были модными во времена СССР», – говорит Тартынская.

Интересно, что именно благодаря маршалу Булганину военные парады в День Победы стали принимать на автомобилях.

«В 1947 году Булганину выпала честь принимать парад у Маршала Жукова. Тогда мероприятия эти осуществлялись исключительно верхом на лошадях. Николай Александрович был уже в довольно преклонном возрасте и вряд ли смог бы освоить верховую езду в кратчайшие сроки. Он и предложил «пересесть» на автомобиль, и его идею одобрили. Теперь трудно представить военный парад без красивой машины», – отмечает Алла Павловна.

Руководитель Поисковой группы о военной археологии и поиске земляков>>

Археологические раскопки

Только в 1990-е годы власти разрешили провести археологические раскопки в Алексеевской роще. Сразу нашлись «кусочки истории», рассказывающие о жизни Алексея Михайловича и Александра Меншикова.

«Горизонтальные плиты – это фундамент, основание охотничьего терема Алексея Михайловича. Ступени, плиты пола – остатки дворца Меншикова», – поясняет Тартынская.

Во время археологических работ нашли много интересного.

«Изразцы 1645 года – ими стены царской печи украшали. Стиль назывался «гвоздика» – по типу цветка, который изображен в центре. Во времена Меншикова слово «изразец» из обихода было выведено и по указу Петра Первого заменено на «кафлей» – так было велено называть любую облицовочную плитку. Все кусочки бережно храним, можно посмотреть и сравнить», – говорит Алла Павловна.

Что делать при встрече с диким животным>>

Обитатели музея

На территории Музея царской охоты живут два сокола. Финиста принесли смотрителю совсем маленьким пушистым комочком. Выходили, откормили. Стешу забили вороны, со сломанным крылом она была обречена на смерть, но жители Алексеевской рощи ее спасли.

«Финист и Стеша – символы нашего музея. Это самые маленькие соколы – пустельги, они не годятся для охоты. Но мы их любим, бережем. Как и ворона Гвидона. Возможно, когда птицы окрепнут, мы выпустим их на волю. Так что спешите к нам, чтобы успеть познакомиться с Финистом, Стешей и Гвидоном!» – приглашает Алла Павловна.

Контакты Музея царской охоты

GPS-координаты: 55.835411, 37.911793

Как добраться: на автомобиле по Щелковскому шоссе; на общественном транспорте до остановки «Опытное поле», далее пешком 700 метров по лесному массиву «Лосиного острова»

Телефон: 8 (495) 798-17-09

Сайт: http://elkisland.ru/eco_centers/ekologo_prosvetitelskiy_tsentr_tsarskaya_okhota

Подробная информация и запись на экскурсии – по телефону ежедневно с 9:00 до 19:00