Коврики в салон и сервисная карта: почему автосалоны навязывают лишнее?

Коврики в салон и сервисная карта: почему автосалоны навязывают лишнее?
Статьи

Сегодня практически нереально купить автомобиль без дополнительного оборудования и опций. Дилеры порой отказываются продавать машину без «допов» либо так активно их навязывают, что покупатель вынужденно соглашается. Что стало причиной новой тенденции на авторынке и каково мнение эксперта, читайте в материале «РИАМО в Балашихе».

Как подготовить машину к зиме: полезные «аксессуары» для водителей>>

Рост цен на автомобили

Российские автосалоны давно повышали цены на автомобили за счет установки дополнительного оборудования. Так, в рекламе, не являющейся публичной офертой, и прайс-листах были и остаются сноски, написанные мелким шрифтом. В них говорится, что дилер оставляет за собой право продавать машины с дополнениями. Однако у внимательного покупателя была возможность отказаться от «допов».

Автоэксперт, генеральный директор проекта Podberi-Auto.ru Никита Орлов рассказал, как изменился авторынок за последний год.

«Финансовая ситуация в мире в целом и в России в частности привела к тому, что цены на авто стали расти не по дням, а по часам. Например, за последний год автомобили в зависимости от марки и модели подорожали в среднем на 20-40 %. Люди хотят «запрыгнуть в последний вагон», то есть купить по старой цене. Спрос повышается, создается ажиотаж, и автосалоны пытаются заработать на этом хайпе, навязывая дополнительное оборудование», – объяснил он.

Кроме того, реализуя «голый» автомобиль без дополнительного оборудования, дилеры получают самый низкий оклад. И наоборот – чем больше навязано «допов», тем больше прибыль, премия или какие-то иные бонусы.

Неудивительно, что дилеры с большим рвением пытаются на каждый «кузов» продать как можно больше дополнительного оборудования. Его цена, по словам эксперта, может составлять от нескольких десятков тысяч до сотен тысяч рублей. А если речь о премиальных брендах, то «допы» могут стоить миллионы.

Льготное автокредитование: возобновят ли популярную госпрограмму?>>

От коврика до сервисной карты

По словам Орлова, в качестве дополнений дилеры навязывают покупателям самый широкий спектр опций, услуг и оборудования – от сервисных карт до решеток на бампер, которые якобы защищают от камней.

Наиболее распространенные «допы», на которые дилеры делают ставки, – это сигнализация, коврики и тонировка. Например, в интернет-магазинах коврики продаются за 1,5-2 тысячи рублей, а в салоне официального автодилера обойдутся в 7, 10, 15 тысяч рублей и даже больше в зависимости от бренда.

«Известный отечественный автопроизводитель недавно ввел новую опцию – при покупке последних моделей человек обязан выкупить и набор автомобилиста стоимостью 3,5 тысячи рублей. Хотя в любом сетевом гипермаркете цена такого набора не превышает 1,5 тысячи рублей», – объяснил эксперт.

И добавил: сервисная карта или «карта помощи», как ее иногда называют, – еще одна опция, которую активно навязывают в автосалонах. Она может включать бесплатную эвакуацию, ремонт шин и другие услуги.

Парадокс в том, что сервисные карты обычно прилагаются к автомобилю бесплатно. И даже если такая опция изначально не включена в стоимость покупки, то есть ли смысл дополнительно платить за нее в среднем 15-20 тысяч?

«Что может произойти с новым автомобилем за год, чтобы потребовалась его эвакуация? Ведь «карта помощи» действует именно 12 месяцев с момента покупки. Так что данная опция вызывает много вопросов и сомнений по поводу актуальности, особенно у покупателей бюджетных авто», – отметил Орлов.

Как купить подержанный автомобиль и не прогадать: советы эксперта>>

История одной покупки

В ноябре 2021 года Татьяна и ее муж наконец-то решились на покупку автомобиля. Выбор сделали в пользу Huyndai Creta. Изначально цена на салонный автомобиль была 900 тысяч рублей, но при личной встрече менеджер прямо сказал: минимальная цена, за которую салон готов продать авто, – 1 миллион 200 тысяч.

«Очень убедительно объясняли, что купить эту модель можно только за такую сумму и только в такой комплектации. Якобы без ковриков за 20 тысяч и без защиты картера за 100 тысяч нам просто не продадут автомобиль. Плюс еще насчитали много мелких «допов». Итоговая сумма оказалась на 300 тысяч больше. Конечно, закрались подозрения: а вдруг у нас просто выманивают деньги? Но менеджер тряс бумагами и доказывал, что не имеет права снять защиту картера, а это было самое дорогое «удовольствие», – поделилась Татьяна.

Времени на раздумья у семьи не было: был одобрен автокредит, а срок его действия подходил к концу. Тем более, менеджер автосалона уверял, что более выгодной цены в Москве просто не найти… В итоге машину купили за более высокую цену, чем рассчитывали.

По мнению Никиты Орлова, многие дилеры делают ставку именно на то, что у покупателей нет времени разбираться в ситуации и вникать во все нюансы. Ведь многие россияне покупают автомобили по предодобренным кредитам, то есть сроки покупки строго ограничены.

Отправляемся в путешествие на автомобиле: подготовка и важные нюансы>>

Отказ от «допов»

По словам автоэксперта, дилеры, отказываясь продавать автомобиль без дополнительного оборудования и опций, нарушают закон «О защите прав потребителей». Однако доказать это – задача непростая.

Прежде всего потребуется четко зафиксировать, что цена увеличилась. Например, сделать скриншот сообщения в чате, где менеджер автосалона предложил автомобиль, скажем, за 700 тысяч рублей, тогда как при личной встрече «поднял ставку» до 1 миллиона. Это тоже нужно задокументировать.

«Я довольно часто видел, как менеджеры откровенно смеются покупателям в лицо, навязывая несуразные и несерьезные «допы» и при этом отказываясь продавать автомобиль без них. Что делать? Собирать доказательства! Нужно записать на диктофон разговор, а лучше снять видео. Важно зафиксировать тот момент, когда менеджер отказался продавать автомобиль без допоборудования», – подчеркнул автоэксперт.

Видео- и аудиодоказательства он посоветовал отправить в Роспотребнадзор вместе с жалобой.

Не исключено, что после этого дилер согласится продать автомобиль без «допов», которые не нужны покупателю.

Однако, по мнению Никиты Орлова, единичные жалобы не смогут изменить картину в целом. Дилер может пойти на уступки покупателю в конкретном случае, но с другими клиентами будет работать по привычной схеме.

«Нужны массовые заявления в Роспотребнадзор. Только в этом случае, на мой взгляд, ведомство предпримет какие-то серьезные шаги, способные изменить ситуацию. Поэтому не молчите, не «кормите» недобросовестных дилеров, а собирайте доказательства и пишите жалобы в контролирующие инстанции!» – резюмировал автоэксперт.