Запрет смартфонов в школе: все ли поддерживают инициативу властей?
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с предложением запретить детям пользоваться мобильными телефонами на территории школы. Если власти примут данную инициативу, то уже в начале нового учебного года школьников ждут радикальные перемены. Что об этом думают учителя, родители и психолог, выяснила корреспондент «РИАМО в Балашихе».
Школьная гаджетомания: как смартфоны и «умные часы» мешают учиться>>
Главный враг учителей
Согласно исследованию, проведенному порталом Superjob в начале июля, 6 из 10 учителей поддерживают инициативу Валентины Матвиенко.
Учитель начальных классов Наталья считает, что мобильные телефоны – один из главных врагов образования.
«В первый год обучения дети адаптируются к новой жизни. Большинство первоклашек не умеют концентрировать внимание, учителю требуется много энергии даже для того, чтобы установить в классе тишину. И вот в эту долгожданную минуту непременно раздается звонок, кому-то приходит смс – и снова в классе шум, гам и хохот», – рассказывает Наталья.
И добавляет, что на каждом родительском собрании она твердит одно и то же: звоните своим детям только на переменах, научите их переводить телефон в беззвучный режим. К сожалению, ничего не меняется: родители как будто не слышат педагога.
«Если в первом классе малыши используют телефон в большей степени для связи с родителями, то во втором-третьем они буквально сходят с ума от разных приложений и игр. Некоторые мои ученики умудряются играть на уроке: учебник на парте, смартфон на коленях. И не надо говорить, что виноват учитель – мол, не доглядел. В моем классе 35 детей – я физически не могу следить за каждым. И ведь проблема переполненности классов актуальна для всей Балашихи», – говорит Наталья.
"Некоторые мои ученики умудряются играть на уроке: учебник на парте, смартфон на коленях."
Светлана преподает русский язык в старших классах. Она согласна с коллегой и добавляет: мобильные телефоны не только мешают учебному процессу, но и являются причиной «социальных войн». Подростки с последним iPhone становятся «звездами» класса, а ребята, не имеющие возможность купить модную модель, – изгоями.
«Дети и на уроках умудряются «сидеть» в социальных сетях, переписываться друг с другом, выкладывать селфи. С этим, на мой взгляд, бороться бесполезно. Меня больше беспокоит, что мобильный телефон стал признаком социального статуса, финансовой состоятельности. Раньше лидерами класса становились активисты, отличники – на них все равнялись. А теперь смартфон определяет, кто ты – счастливчик или неудачник», – сетует Светлана.
Жители Балашихи об Инстаграме: «Эта мания очень похожа на алкозависимость»>>
«Зомбированные» дети
Учитель английского языка Ирина перед каждым уроком напоминает ученикам: мобильные телефоны переводим в беззвучный режим и убираем в портфель.
«Трачу несколько минут каждого урока на данное напоминание. В большинстве случаев помогает. Но я все равно выступаю за инициативу Матвиенко, потому что меня пугают дети, которые похожи на зомби: как только звенит звонок на перемену, они достают свои телефоны и не выпускают их из рук до начала следующего урока. Ребята разучились общаться друг с другом, а если у них и находится общая тема для разговора, то она связана с новыми играми и приложениями», – объясняет Ирина.
Опрошенные корреспондентом «РИАМО в Балашихе» учителя выступают за запрет использования мобильных телефонов в школах. Но считают, что если такой закон и выйдет, то его нужно тщательно проработать.
«Где дети будут оставлять свои телефоны? Кто будет нести ответственность за гаджеты? Кроме того, я очень боюсь, что родители моих учеников, потеряв связь с детьми, начнут писать и звонить мне. «Напомните Диме, что после второго урока его забирает бабушка, надо в музыкалку». «У Кати стоматолог в 10:15, пусть идет домой после первого урока». Я каждый день получаю десятки подобных сообщений, а после запрета смартфонов их количество может увеличиться и до сотни», – переживает учитель начальных классов Наталья.
Эксперимент «РИАМО в Балашихе»: один день без мобильного телефона>>
Родители против
Вместе с тем, согласно исследованию портала Superjob, инициативу Матвиенко не поддержали 52% родителей. При этом 14% сказали, что затрудняются ответить на вопрос.
«Лет 10 назад я, может, и согласилась бы с тем, что смартфоны школьникам не нужны. Но в настоящий момент я просто не представляю, что отправлю дочь-пятиклассницу в школу без связи. Бывает, она забывает зарядить телефон, и в такой день я испытываю стресс – дошла ли, все ли хорошо? Но и то у меня есть «запасной вариант» – звоню ее одноклассникам или даже их родителям, все номера есть», – говорит жительница Балашихи Кристина.
Ее поддерживает Галина, мама девятиклассника: утром она уезжает на работу в Москву и в течение дня поддерживает связь с сыном.
«Когда я уже стою в пробках на Горьковском шоссе, сын идет на первый урок. Обязательно пишу ему в мессенджерах, спрашиваю, что и как. И после уроков – контрольный звонок. Помнит ли о репетиторе? Идет ли на волейбол? Это уже привычка. Однако я постоянно говорю ему, чтобы телефоном на уроках не пользовался, если нарушает запрет – наказываю», – отмечает Галина.
А вот Игорь, отец третьеклассницы, поддерживает запрет телефонов в школе.
«Конечно, телефоны мешают учебе. Моя дочь воспитана, она выключает мобильник на уроке и на переменах в нем не «зависает». Прекрасно знает, что будет наказана за это. Но есть другие дети и их недалекие родители, которые названивают во время урока. Дочка регулярно рассказывает такие истории. У ее одноклассницы «умные часы» – там только по громкой связи можно разговаривать. Этой девочке регулярно звонит мать и спрашивает, покушала ли она. И это на весь класс! Естественно, дети начинают буянить. И пока учитель их успокоит, пройдет 15 минут от урока. Какие знания можно усвоить в такой обстановке?» – задается вопросом Игорь.
Травля в школе: как помочь ребенку>>
Мнение психолога
Споря о запрете телефонов в школе, многие забывают, что они дают массу преимуществ. Смартфон может научить ребенка самостоятельности и ответственности – от умения ставить будильник и контролировать время прогулки до навыков обращения с деньгами. Кроме того, гаджеты позволяют отслеживать оценки в электронном дневнике и получать новую информацию в интернете – например, смотреть образовательные передачи.
«Также смартфон дарит ребенку чувство безопасности, что очень важно. В любой момент он может позвонить родителям, пожаловаться на плохое самочувствие или вредного одноклассника. Это особенно значимо для первоклашек, которые только адаптируются к новым реалиям жизни. И если двадцать лет назад мама клала в портфель малыша любимую игрушку – для спокойствия, то сейчас она дает ему мобильный телефон», – говорит психолог Светлана Скворцова.
И добавляет, что мобильные телефоны, бесспорно, мешают учебному процессу. Но с этим нужно бороться менее радикальными способами.
Не отбирать – это лишь вызовет протест у школьников, а медленно, настойчиво и упорно учить правильно обращаться с гаджетами.
«Правило простое: пришел в школу – выключил звук у смартфона, убрал его в портфель. Если ребенок нарушает договоренность, можно и нужно его наказать. Например, отключить мобильный интернет, запретить встречу с друзьями или поход в кино, если речь идет о подростках. Если после первого, второго и третьего раза за проступком последует наказание, то на четвертый раз ребенок еще на пороге школы выключит телефон и не притронется к нему до конца уроков. Это простой воспитательный метод, который срабатывает в 99% случаев», – резюмирует психолог.