Собаки‑поводыри: как в Балашихе готовят помощников для незрячих людей

Собаки‑поводыри: как в Балашихе готовят помощников для незрячих людей
Статьи

Учебно-кинологический центр «Собаки-помощники инвалидов» работает в Балашихе более 17 лет. На всей территории России только две подобные школы, которые воспитывают и дрессируют собак-поводырей для незрячих людей. Как строится работа центра, чему здесь обучают животных и как им помогают найти «своего» хозяина, читайте в материале «РИАМО в Балашихе».

Кинолог о воспитании собак, опасных породах и моде на домашних питомцев>>

Отбор кандидатов

Стать поводырем может не каждая собака – она должна быть миролюбива, весела, а главное – дружелюбна к человеку и окружающей среде.

«Кроме того, у собаки должны отсутствовать ярко выраженные охотничьи инстинкты. И даже по размеру животное должно быть не большим и не маленьким, а средним. Поэтому наша основная порода – лабрадоры, иногда работаем с золотистыми ретриверами. Это очень контактные, добрые собаки», – рассказывает тренер-дрессировщик центра Наталья Рафиева.

И говорит, что есть еще очень важный момент: лабрадоры в большинстве обладают отменным здоровьем.

«Другие породы собак склонны к различным заболеваниям. Например, у бульдогов из-за сплющенного носа часто возникают проблемы с дыханием – они не могут работать на жаре. И на морозе тоже – из-за отсутствия подшерстка», – объясняет Наталья.

По ее словам, большое значение имеет и распространенность породы. У лабрадоров большой помет – это позволяет тщательно отбирать щенков. А если порода собаки редкая и за год, условно говоря, рождается только пять щенков, то это очень серьезно ограничит возможности центра.

«Из десяти щенков лабрадора мы отбираем только одного – проводим тестирование по разным критериям. Так, щенок не должен бояться посторонних предметов – скажем, черного полиэтиленового пакета, громких звуков – упавшей связки ключей, сигнала автомобиля. Очень важно, чтобы щенок был контактным, ориентированным на общение. То есть даже в ситуациях, когда ему предложат новые игрушки, щенок должен предпочесть общение с человеком», – рассказывает тренер-дрессировщик.

В отпуск с кошкой или собакой: как путешествовать с домашними животными>>

Волонтерские семьи

Щенки, которые станут поводырями, после тестирования отправляются не в центр, а в волонтерские семьи. Люди, которые по каким-либо причинам не могут завести себе домашнего питомца, берут маленьких лабрадоров на воспитание. Их задача – дарить малышу любовь и заботу, а все остальные хлопоты и расходы – покупку корма и игрушек, ветеринарное обслуживание – берет на себя центр.

«Раз в неделю в семью выезжает наш куратор – смотрит, как щенок растет и развивается, забирает его на занятия. Это не привычная дрессировка и обучение каким-то командам, а социальная адаптация животного, ведь он должен привыкнуть к городским улицам, где ему скоро предстоит работать», – объясняет Наталья.

Сотрудники центра говорят о своих волонтерах с большой теплотой. И это заслуженно, ведь они берут на себя ответственность за щенка не ради забавы, а помогают незрячим людям обрести друга и помощника.

«Кто-то воспитывает одного щеночка и на этом останавливается. Но есть и такие семьи, которые вырастили уже семь-восемь щенков. Мы очень благодарны этим людям! И всегда рады, когда в нашей команде появляются новые волонтеры», – с воодушевлением говорит тренер.

Закон об ответственном обращении с животными: как не нарваться на штраф>>

Обучение и дрессировка

Когда щенку исполняется один год, его забирают в кинологический центр на повторное тестирование. Задача тренера – выяснить, сможет ли собака выполнять работу поводыря или нет. Ведь бывает и такое, что в процессе взросления у лабрадора проявляется боязнь громких звуков или выявляется какая-то болезнь.

«Очень редко, но все же бывает, что собака не подходит. Тогда мы предлагаем волонтерам оставить ее в качестве домашнего питомца либо ищем для нее новую любящую семью. Лабрадоры, которые прошли профтестирование, отправляются на дальнейшее обучение, которое длится 6-8 месяцев», – говорит Наталья.

Процесс обучения собаки-поводыря долгий, сложный и серьезный. Первый курс дрессировки похож на тот, который проходят обычные собаки, за исключением некоторых нюансов. Так, лабрадора никогда не спускают с поводка и не разучивают с ним команды на расстоянии – незрячему человеку они не важны, ведь он не сможет понять, справилась собака с заданием или нет.

«Собака всегда рядом, у левой ноги. Кроме того, мы учим ее не поддаваться воздействию рук, а реагировать только на голосовые команды. То есть если собака стоит и ей давят на круп, она не сядет, а продолжит стоять – ведь ей не давали голосовую команду. При этом после каждой команды незрячий человек проверяет собаку руками – сделала ли она то, что ей было сказано? И такие прикосновения не должны вводить питомца в заблуждение – сейчас с ней не играют, ее не ласкают, а потому реагировать нельзя», – рассказывает тренер-дрессировщик.

Затем собаки-поводыри проходят второй курс обучения – самый сложный, который сотрудники центра между собой называют «маршрутами». Лабрадора учат ходить с незрячим человеком из точки А в точку Б, причем собака должна вести хозяина самым безопасным путем, предупреждая его об опасности – бордюрах, светофорах, припаркованном на обочине автомобиле.

«Собака, увидев опасность, останавливается – дает незрячему человеку возможность определить тростью, какое перед ним препятствие и как его можно преодолеть», – говорит тренер-дрессировщик.

Горожане об открытии подвалов: помощь бездомным кошкам или угроза жильцам?>>

Внутренний контакт

В фильмах и книгах собаки-поводыри предстают перед нами в романтическом образе – они преданы только своему хозяину и даже чувствуют его на расстоянии. Однако за то время, пока собаку обучают премудростям новой профессии, она успевает «прикипеть душой» к тренеру.

«У овчарок, например, «переключение» с одного хозяина на другого происходит долго и болезненно. Для нее существует только тренер, изменить это очень трудно, и в итоге переезд на новое место жительства для овчарки становится травмой. А вот у лабрадора «переключение» происходит быстро. Конечно, мы этому тоже способствуем. Тренер перестает собаку гладить, ласкать, давать ей лакомства – эти функции выполняет только незрячий человек. И когда он забирает собаку к себе домой, она спокойна, счастлива, так как уходит с тем, кто стал для нее родным», – объясняет Наталья.

По ее словам, между собакой-поводырем и человеком действительно есть тесная, незримая для других связь. Если она выражена очень ярко, питомец даже может предупредить хозяина о серьезных проблемах со здоровьем.

«У каждой болезни – эпилепсии, сахарного диабета, онкологии – есть свой запах, ведь в организме происходят гормональные изменения. Человек выдыхает воздух, собака его вдыхает и понимает – что-то не так. Если воздух «странно пахнет», она может уловить предвестники приступов, обострений. Животное это почувствует, поймет и сможет предупредить хозяина – конечно, если этому научить», – говорит тренер.

Тренер сборной по регби на колясках: «Инвалиды не должны сидеть дома»>>

Индивидуальный подбор

В центр «Собаки-помощники инвалидов» обращаются мужчины и женщины разного возраста, с разным характером и взглядами на жизнь.

«Незрячие люди все разные. Кто-то инициативен и обращается к нам лично, услышав о центре по сарафанному радио. Например, один мужчина сказал: «У меня жена, трое детей, ипотека и ИП. Хочу собаку, поедем с ней за границу!» Есть и такие, кого приводят родственники. Например, 30-летний парень заявляет: «Мама сказала, что нужна собака». При этом сам он ничего делать не умеет, даже микроволновкой пользоваться», – говорит куратор центра Галина Александрова.

Все разные, а потому конкретному человеку подойдет не каждая собака. Именно поэтому сотрудники центра тратят много времени на то, чтобы подобрать идеальную пару.

«Мы приезжаем к незрячему человеку, чтобы изучить его жизненный уклад, его самого. Какой он комплекции, веса, роста, темперамента? Ходит медленно или быстро? Какой у него распорядок дня? Исходя из этих и других параметров подбирается собака. Но человек получает ее не сразу, а только через год-полтора, ведь процесс воспитания собаки-поводыря долгий», – объясняет Галина.

Когда собака полностью готова перейти в руки хозяина, его вызывают в центр. Здесь он две недели живет в специально оборудованных комнатах и учится владеть собакой.

Куратор акцентирует внимание на слове «владеть» и объясняет: когда собака находится в шлейке – она работает. И чтобы в работе не было сбоев, хозяин должен уметь грамотно управлять своим «подчиненным». Если же собаке дана команда «гулять», то она становится обычным домашним питомцем, который резвится, радуется, требует лакомств и даже хулиганит.

«Человек ежедневно ходит с собакой по маршрутам – их два, и самый маленький – 2,5 километра. Он слушает лекции, которые читают наши сотрудники, взаимодействует со своим питомцем – и только спустя две недели едет домой с новым другом и помощником. С незрячим человеком собака остается до конца жизни. Но мы своих воспитанников не бросаем – всегда на связи. Узнаем, как живет собака, как себя ведет. А раз в год просим предоставить справку от ветеринара, чтобы убедиться: пес жив и здоров», – рассказывает куратор центра.

Соседи не то, чем кажутся: адское мясо, кот в платье и безудержная страсть>>

«Техническое средство»

Ежегодно центр «выпускает» около 25 собак-поводырей – не только для Балашихи, а для всей России. В холле организации висит большая карта страны – флажками обозначены города, в которых уже живут ее воспитанники. Отмечены Краснодар, Сочи, Тверь, огромное количество подмосковных городов, а самые далекие отметки – это Сахалин, Комсомольск-на-Амуре, Магадан.

«Спрос на собак-поводырей в нашей стране не очень большой. В Великобритании, например, ежегодно готовят около 1 тысячи собак-помощников, а в России с учетом второго центра – не более ста. Причин несколько, но главная – это неприятие, неготовность нашего общества к тому, что незрячие люди передвигаются по городу с собакой», – говорит куратор центра.

Парадокс в том, что закон разрешает входить с собакой-поводырем практически в любое помещение – начиная кафе и парикмахерской и заканчивая общественным транспортом и процедурным кабинетом в больнице.

«Но люди, сотрудники различных организацией, об этом не знают – и нередко препятствуют проходу незрячего человека с собакой-поводырем. Кроме того, в федеральном законе наших воспитанников называют «техническим средством реабилитации», поэтому никто не берет в расчет, что собака – это живое существо с характером, чувствами и эмоциями», – отмечает Галина.

По ее словам, центр не ратует за то, чтобы изменить терминологию в законе. Пусть собака-поводырь останется «техническим средством». Важнее другое – чтобы закон, который сейчас существует только в теории, наконец-то начал действовать и на практике.

«За это мы боремся все вместе. Незрячие люди тоже защищают свои права – пишут в различные инстанции, включая прокуратуру, жалуются на то, что их куда-то не пустили. Ситуация постепенно меняется в лучшую сторону: к окружающим приходит осознание того, что собака-поводырь столь же необходима незрячему человеку, как инвалидная коляска для того, кто парализован», – резюмирует Галина Александрова.