Рассказы пожарных из Балашихи о работе, полной трагедий и счастливых спасений
Профессия пожарного овеяна суровой романтикой, но каждый человек понимает: это тяжелый, опасный и очень нужный труд. В преддверии Дня пожарной охраны, который отмечается 30 апреля, корреспондент «РИАМО в Балашихе» встретилась с сотрудниками пожарной части № 202 Ногинского ТУ ГКУ МО «Мособлпожспас» и выяснила, какие случаи запомнились им сильнее всего и почему они верят в приметы.
Как предотвратить пожар в квартире: правила безопасности>>
Василий Лепилин, 45 лет, начальник пожарной части № 202:
С 2009 года живу в Балашихе, в пожарной охране служу с 1 октября 2013 года. У нашей части район выезда самый большой: микрорайоны Балашиха-2, Новый свет, улицы Зеленая и Орджоникидзе, Щелковское шоссе включая кварталы Горбово, Пехра-Покровское, Лукино, Щитниково, Абрамцево, микрорайоны Янтарный и Изумрудный, территория вокруг Объездного шоссе.
В нашей части 56 человек, в том числе 4 начальника караула, 8 командиров отделений, 17 пожарных, 12 водителей и 4 диспетчера. Находясь на руководящей должности, думаешь за себя и за других.
Любой риск должен быть оправдан, ошибка может стоить жизни.
К счастью, у нас в части обходится без потерь. Надеюсь, и дальше так будет. Для этого мы разбираем все пожары, постоянно учимся.
Один счастливый случай спасения, который мне очень запомнился, произошел в микрорайоне Заря. Мы спасли бабушку, которая по старой привычке поставила кипятить белье и села смотреть телевизор. Хорошо, что на кухне была приоткрыта форточка – люди увидели дым и вызвали пожарных. Когда мы вошли в квартиру, старушка даже не сразу поняла, что произошло, и только потом вспомнила про белье на плите. Несчастья удалось избежать.
Но наряду со счастливыми случаями происходят и трагедии. Не могу забыть два пожара, которые произошли в феврале 2018 года в частном секторе в квартале Щитниково. На одном из них погибли две женщины, на другом – женщина и два ребенка двух и трех лет. На этот пожар я сам выезжал. Невозможно без слез выдержать такую картину: на диване бездыханные малыши… Все произошло из-за печки-«буржуйки» – дверца была приоткрыта, уголек выпал, и случилась трагедия.
В 2020 году в квартире на Чистопольской улице в дыму задохнулась мать с двумя маленькими детьми, а третьего ребенка-грудничка нам удалось спасти.
Конечно, мы научились абстрагироваться, иначе никаких нервов не хватит. Но все равно выносишь погибших детей – и невозможно это принять. Это самое тяжелое в нашей работе.
Да, иногда и пожарные плачут – от осознания того, что опоздали, не смогли спасти, оказались бессильны перед стихией.
Это настроение порой отражается на наших семьях. Приходишь домой, хочешь выговориться, а близкие не всегда это понимают. Чтобы справиться со стрессом, занимаемся спортом, устраиваем выезды на природу, на рыбалку.
Запомнился и пожар в январе 2019 года в микрорайоне Янтарный. В квартире на 15 этаже высотки во время ремонта взорвались газовые баллоны, погибли два человека. А произошло это из-за несоблюдения правил безопасности – нужно было подождать, когда баллоны после мороза примут комнатную температуру, но рабочие поторопились, и это стоило им жизни.
У нас есть свои негласные обычаи. Рукопожатие – только по утрам и только с теми, с кем заступаешь в караул. Прощаться со всеми просто словами – «Пока, до свидания». Если пожарный выезжает на свой первый пожар, то его окатывают водой со ствола. Это же ждет того, кого провожают на заслуженный отдых.
Здесь случайных людей нет. Настоящий пожарный не может заниматься чем-то другим. Пожарный – это состояние души!
Начальник Балашихинского гарнизона: «На пожаре мозг работает иначе»>>
Мариам Меликова, 66 лет, диспетчер:
В пожарной охране работаю 44 года. Большинство сотрудников пожарных частей – из «пожарных» семей. Я – не исключение: мой муж проработал водителем 25 лет. Мы оба приехали из Ульяновской области и жили в общежитии пожарной части. Супруг устроил меня работать, я окончила курсы диспетчеров. Это мое призвание, я приношу пользу людям, делаю нужное и важное дело.
В нашей пожарной части вместе со мной работают четыре диспетчера. Раньше у нас был один телефон и рация, а сейчас появились и компьютеры, что, конечно, облегчило работу.
Диспетчер пожарной части – связующее звено. Мы принимаем вызовы и направляем на место ЧП пожарные расчеты. Также очень важно знать район выезда и оперативную обстановку.
Конечно, за каждый пожар переживаем и мы, диспетчеры. Не могу забыть пожар в микрорайоне Южный, где в квартире мама с дочкой задохнулись и погибли до прибытия пожарных. Загорелся балкон, и они оказались отрезанными огнем и дымом от выхода. Самое страшное – это узнать, что погибли дети.
Каждый год с началом теплого сезона множество вызовов связано с тушением природных пожаров. Виноват открытый огонь – костры, мангалы, даже просто непотушенный окурок. Либо сухую траву намеренно поджигают. И вообще большинство пожаров происходит из-за несоблюдения элементарных правил безопасности.
Что делать при пожаре в торговом центре>>
Дмитрий Моисеев, 40 лет, командир отделения:
Работаю пожарным с 2004 года, а с 2009 года тружусь в Балашихе. Мне здесь нравится – сильный коллектив, отзывчивые люди.
Очень запомнился случай, который произошел два года назад на улице Звездной. Вспыхнул пожар в цехе по производству кремниевых смол. Площадь возгорания составила порядка 100 квадратных метров. Сложность была в том, что горели легковоспламеняющиеся жидкости – их невероятно трудно тушить, но мы работали слаженно и справились. К счастью, обошлось без пострадавших.
Огонь – стихия непредсказуемая. Поэтому приходится действовать по ситуации, а после каждого тушения работать над ошибками, разбирать каждый случай. Мы постоянно тренируемся и учимся.
Я верю в приметы.
Наша работа связана с риском для жизни, так что все пожарные в той или иной степени суеверны.
Стоит кому-то почистить обувь перед сменой или надеть новую боевую форму, как начинается пожар за пожаром. Поэтому первым делом мы стараемся испачкать боевку, облить водой – и всякий раз срабатывает!
«Скорая помощь не лечит и не выдает справки – она спасает жизни»>>
Семен Ковасюк, 24 года, пожарный:
Я пришел работать в часть в январе 2019 года после трехмесячных курсов пожарных в Подольске. Мой прадед Семен был пожарным в Великую Отечественную войну, и я решил попробовать себя в этом благородном, но опасном деле. Получилось. Стало интересно. И адреналин! Учусь, работаю над ошибками, тренирую выдержку – в нашей профессии все нужно держать под контролем.
В первые же 24 часа моей работы произошел пожар за Щелковским шоссе. Горели сложенные в штабеля стволы деревьев, от сильного ветра они разгорались все сильнее. Целые сутки мы боролись с огнем, чтобы он не перекинулся на дома.
Когда я вернулся домой, понял – вот оно, боевое крещение!
Однажды в феврале в 30-градусные морозы был пожар за пожаром. Сначала выехали на возгорание дома, гаража и пристройки – тушили весь день. Боевки насквозь промокли и покрылись льдом, мы переодевались и снова тушили. Вернулись в часть, даже перекусить не успели – снова вызов: в три часа ночи загорелся деревообрабатывающий цех. Успели, локализовали. А в шесть утра новый пожар – вот такие беспокойные сутки!
Еще случай: задымление в квартире, мы поднялись на этаж, протянули рукавную линию, зашли, нашли человека без сознания. Коллега быстро достал спасательное устройство, надел на голову пострадавшему, подал воздух в маску, и мы вынесли его на свежий воздух. Все было очень скоординировано! Это жизненно важно – дорога каждая секунда.
Самое главное – ты не один в борьбе с огнем, нас много. Коллектив дает сил. Мы – одна семья. Каждый полностью доверяет товарищам. От совместных слаженных действий зависят жизни – и наши, и тех, кого мы спасаем.
Без паники! Психологи о том, как справиться с тревогой из‑за коронавируса>>
Илья Трифонов, 39 лет, водитель:
С 2009 года работаю водителем пожарного автомобиля – всегда хотел быть за рулем такой большой и красивой машины! Работа очень ответственная, нужно быть профессионалом, без опыта не возьмут. Я получил специальное образование в Подольском учебном центре ФПС.
Сигнал тревоги может прозвучать в любое время дня и ночи, так что пожарный автомобиль всегда должен быть в полной боевой готовности, чтобы выехать на пожар немедленно. Доехать надо быстро в любую погоду – в гололед, туман, снег! Кстати, подача воды полностью зависит от водителя. А еще он должен уметь оказывать пострадавшим первую доврачебную помощь.
Одна из главных проблем для нас – запаркованные дворы. Мы порой даже подъехать не можем.
Иной раз приходится тянуть рукава по 200-300 метров, тащить на себе оборудование, а после этого нужно подняться на этаж и попасть в квартиру. Помните об этом, когда будете парковать автомобиль у подъезда.
Близкие гордятся мной, но всегда переживают, хоть и стараются не показывать этого. Перед сутками я не чищу обувь (хотя руководство нас за это ругает), а вот машину мою после каждого выезда – она должна блестеть!
Истории женщин, столкнувшихся с домашним насилием, и советы психолога>>
Дмитрий Скарякин, 33 года, начальник караула:
Я в пожарной охране 12 лет. А ведь изначально хотел выучиться на экономиста и работать в банке! Но по семейным обстоятельствам пришлось перевестись на заочку и зарабатывать. Я как раз дружил с пожарными из части по соседству, они и предложили прийти к ним на работу. Я и представить тогда не мог, что это станет моей основной работой и самым любимым делом. Прошел путь от пожарного до начальника караула.
Не забуду выезд на свой первый пожар. Я был еще стажером, руки и ноги тряслись от волнения, боялся не справиться. Загорелась квартира на четвертом этаже пятиэтажки, дым охватил все лестничные клетки. Опытные коллеги протянули рукава и побежали тушить пожар, а меня оставили на улице дежурить. И тут со второго этажа люди в панике стали просить о помощи! Мы с водителем поставили лестницу-трехколенку и помогли им спуститься.
Тогда-то я и понял – вот мое истинное призвание!
Года четыре назад мы спасли собаку из пожара. Я услышал странный звук – оказалось, небольшой песик спрятался под одеяло на кровати. Мы с товарищем вытащили его на балкон и реанимировали. Хозяйка потом приходила к нам в часть и поблагодарила всех нас за спасение ее питомца. Я считаю, что каждая жизнь ценна, будь то человек или животное.
Люди мало понимают в нашей работе. Одни думают, что мы приезжаем на вызов без воды, а другие – что наша цистерна бездонная. Все не так! Просто вода заканчивается катастрофически быстро. Расход через ствол – 3,5 литра в секунду, а при тушении обычно подают не менее двух стволов от одной машины. Вода заканчивается через 10-15 минут.
После пожара мы заправляемся на ближайшем водоисточнике и только после этого возвращаемся в часть, потому что по пути могут опять отправить на выезд. Такова специфика работы.
Пожарные стараются не говорить друг другу «спокойной ночи» и «до свидания», когда находятся на сутках. Мы никогда не прощаемся. Лично я – человек верующий, так что на всех выездах со мной икона «Неопалимая купина». Она оберегает и защищает всех нас.
Многие из нас встретят свой профессиональный праздник на рабочем месте. И все мы желаем друг другу сухих рукавов, здоровья, благополучия и взаимопонимания в семьях, а главное всегда возвращаться живыми и здоровыми домой к родным и близким.