Истории женщин, столкнувшихся с домашним насилием, и советы психолога

Истории женщин, столкнувшихся с домашним насилием, и советы психолога
Люди

О домашнем насилии не принято говорить вслух, ведь нас с детства учат «не выносить сор из избы». Унижения, угрозы, побои, которые приводят к серьезным травмам, а иногда и к смерти, – вот с чем сталкиваются женщины, чьи мужья оказались садистами. Корреспондент «РИАМО в Балашихе» поговорила с местными жительницами, которые пережили домашнее насилие, и узнала мнение психолога.

Как пережить развод: советы психолога>>

Ирина, 23 года:

Я росла в детском доме. Когда мне исполнилось 18 лет, государство выделило квартиру – у меня появился собственный угол. Доучивалась в колледже, встречалась с друзьями – жизнь была, как у всех.

Как-то вечером возвращалась домой из магазина. Пакеты тяжелые – метр пройду, поставлю их на землю, передохну. Подошел взрослый мужчина и предложил помочь. Так и познакомились. Его звали Рустам. Мне тогда было 19 лет.

Он меня обхаживал, цветы дарил, с друзьями своими познакомил. Рассказывал, что приехал из Азербайджана, что работает кладовщиком в Москве. Всегда такой заботливый был, веселый, вежливый, добрый. Все время жалел меня, что выросла без родителей.

Рустаму на тот момент было 38 лет. Пару раз в голове мелькала мысль, что он слишком взрослый для меня. Но в итоге бесповоротно влюбилась.

Спустя три месяца Рустам переехал жить ко мне – зачем деньги тратить, квартиру снимать, если у меня есть собственное жилье?

С того момента он сильно изменился. В первый же день, как переступил порог квартиры. Был раздраженный, злой. Впервые повысил на меня голос, стал кричать, что я не приготовила ужин. Я заплакала, он извинился и попросил прощения.

Каждый день Рустам по чуть-чуть показывал мне свое истинное лицо. Орал, бил посуду, кричал, что я плохая хозяйка и что ему стыдно рассказывать своим родителям обо мне. Потом начал придираться к моему внешнему виду – что я легкомысленно выгляжу, много крашусь, ношу слишком открытую одежду. Все ссоры заканчивались одинаково – я плакала, Рустам извинялся, клялся в вечной любви и тащил меня в кровать.

Через месяц совместной жизни Рустам ударил меня по лицу за то, что я не погладила его брюки. Со всей силы, наотмашь. На щеке появилась ссадина, а под глазом – синяк. В тот вечер я его не простила, и он, можно сказать, взял меня силой. То есть изнасиловал.

Сколько раз он меня избивал? Не помню, не считала. Но практически каждый день я получала страшные удары по всему телу. По лицу меня Рустам больше не бил. Знаете, почему? Стыдно перед соседями, которые увидят «плохое» лицо его женщины.

Мне было так страшно, описать не могу. Бежать в полицию мне и в голову не приходило. Даже не знаю, почему. Наверное, потому что продолжала любить. И боялась, что полицейские депортируют Рустама в родной Азербайджан. Как я одна, без него? Он меня бил, а я тихо плакала. Никогда не пыталась себя защитить или кричать о помощи.

А три месяца спустя поняла, что беременна. Сказала об этом Рустаму. Он обрадовался, целовал меня в живот, даже своей маме звонил по видеосвязи. Разговаривали они на своем языке, но я поняла, что речь шла о будущем малыше.

На время Рустам затих – больше не бил меня. Я каждый день молилась о том, чтобы он изменился, стал таким, как при знакомстве. Но счастье мое длилось месяц или полтора, не дольше.

Рустам пришел с работы злой, уставший, звонил кому-то, ругался на родном языке. А потом решил выместить на мне злобу. Бил меня кулаками. Обычно я прикрывала руками лицо, но сработал инстинкт – пыталась защитить живот. Но не спасла своего малыша.

Когда Рустам увидел лужу крови подо мной и понял, что натворил, то сам вызвал скорую помощь. Взглянул на меня страшными глазами и процедил сквозь зубы: если кому-то скажу, что случилось на самом деле, он меня убьет.

Но мне и говорить ничего не пришлось. Врачи сами все поняли и просто задавали вопросы, на которые я кивала «да» или «нет». И мне уже было все равно, что со мной сделает Рустам – жить не хотела.

В больнице я пролежала три недели. Многочисленные ушибы, сломанное ребро, внутреннее кровоизлияние, выкидыш. Постепенно ко мне пришло осознание того, в какую страшную ситуацию я попала. Что мне было терять? А потому когда ко мне в очередной раз пришли полицейские, я честно все рассказала. Но и они не ждали, когда я очнусь и дам показания.

Оказалось, Рустам уже сидел на тот момент за решеткой. И пока длилось следствие, вскрылись разные обстоятельства. Во-первых, у него уже была семья – жена и двое детей. Общаться с ними он не прекращал, звонил регулярно, деньги отправлял. Во-вторых, выяснилось, что он виновен в смерти человека. Избил его так сильно, что тот скончался еще до приезда скорой. А ведь такое и со мной могло случиться...

Прошло два с половиной года. Рустам очень далеко и выйдет на волю нескоро. Но я до сих пор вздрагиваю по ночам от каждого шороха.

Откровения любовниц: «Неважно, женат он или нет, лишь бы нищебродом не был»>>

Анастасия, 35 лет:

Всегда думала, что с домашним насилием могут столкнуться только молоденькие девочки, которые не могут за себя постоять. Как же я ошибалась!

Вышла замуж по любви, взяли ипотеку, родилась дочь. Муж на тот момент был прекрасным человеком, любящим отцом. Правда, вечно не клеилось с работой, но я поддерживала: «С кем не бывает? Все наладится!»

Сама я работала на хорошей должности в московской частной поликлинике. Уезжала рано утром, приезжала поздно вечером. Вникать в проблемы мужа не было времени. А у него снова что-то «не склеилось» на работе. И мы вместе решили, что выгоднее отказаться от няни, а мужу сидеть дома с трехлетней дочкой.

Стала замечать неладное: то бутылку водки найду в шкафу, то понимаю, что муж на прогулку с дочкой не ходил, то ужина нет, а сам он злой и раздраженный. А однажды застала «картину маслом»: муж спит пьяный, а малышка сама по себе по квартире бегает.

Запил. У мужа и дед был алкоголиком, и отец, из-за чего его семья и распалась. Сам всегда говорил, что настрадался в детстве и юности, поэтому таких ошибок не повторит со своими детьми. Но в итоге я практически каждый день находила «улики». Естественно, скандалила, ругала, взывала к совести – как можно пить до беспамятства, когда ты в ответе за маленького человечка?

Муж обычно молча выслушивал мои крики и укоры, уходил в другую комнату. Но как-то вечером я снова застала его в похмелье (прямо с утра, значит, напился), начала ругаться. А он будто озверел – напал на меня с кулаками, хватал за руки, выламывал их. Тогда я очень испугалась, всю ночь ревела от обиды и молилась, чтобы дочка не проснулась.

Простила, дала второй шанс. Он его «использовал» через неделю. Конечно, я пыталась защищаться, но куда мне со своими 57 килограммами против его 95? Утром проснулась с ноющим телом и синяком на пол-лица. Дочке наврала, что упала, – поверила, глупышка.

Как я могла признаться родителям, что муж меня бьет? У мамы бы сердце не выдержало, а отец кинулся бы на мою защиту. И я знала, что к хорошему это не приведет. А потому молчала, думала, что сама найду решение проблемы.

С мужем мы не разговаривали. Он ходил вокруг, шепотом просил прощения, извинялся, клялся, что больше такого не повторится.

Повторилось, только еще хуже.

Муж, перепив до белой горячки, стал избивать меня на глазах дочери. Ей было уже четыре года. Она все поняла – бегала вокруг, плакала, кричала, хватала отца за руки. А он ее отшвырнул со всей силы. Никогда не забуду того ужаса. И хорошо – пока помню, тварь эту не прощу!

За помощью я обратилась к своему дяде. Он сильный, смелый, бескомпромиссный. Уж не знаю, что он сказал моему мужу, но тот с тех пор на меня даже не смотрит.

Недавно я набралась смелости и рассказала родителям всю правду. Подала на развод. И жду, когда мы разменяем квартиру. А алкоголик этот допился – у него начались серьезные проблемы с почками. Врачи говорят, что умирает. А мне не жалко. Бог его так наказывает, я в этом уверена.

Заведующий наркодиспансером Балашихи: «Алкоголизм на дому не вылечить»>>

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Психолог Светлана Скворцова:

Существует разная статистика по домашнему насилию. Согласно одной, женщина прощает мужу семь избиений и только потом подает на развод – если остается жива к этому моменту, конечно. По другой статистике, ежегодно в России от семейного насилия погибает 15 тысяч женщин.

Но не будем забывать о том, что тема домашнего насилия табуирована в нашей стране. Кроме того, статистика говорит лишь о выявленных, «зарегистрированных» случаях. А потому, по моему мнению, приведенные выше цифры можно смело умножать на два, а то и на три.

Что можно посоветовать женщинам, столкнувшимся с домашним насилием? Трезво оцените ситуацию и вслух признайтесь, что ваш партнер – это человек с садистскими наклонностями. Отбросьте в сторону чувство стыда, страха и тем более жалости к нему. Уволят с работы, отвернутся родные, посадят в тюрьму? Женщина не должна испытывать чувство вины за ту ответственность, которую понесет мужчина.

Не терпите, не ждите «подходящего момента» и уж тем более не надейтесь на то, что ваш муж внезапно все осознает и изменится. Я не отрицаю, что это возможно, но лишь в крайне редких случаях – и то, как правило, только при долгой работе с психологом или психиатром. Поэтому бегите, спасайте себя и детей!