«Мы распробуем и полюбим наши бренды»: бьюти‑эксперт о перспективах российской косметики

«Мы распробуем и полюбим наши бренды»: бьюти‑эксперт о перспективах российской косметики
Люди

С марта 2022 года рынок начали покидать крупные зарубежные косметические бренды из всех сегментов: от масс-маркета до люкса. Это огорчило многих россиян, но стало хорошей новостью для отечественных компаний, продукция которых раньше терялась на полках. На какие марки сегодня стоит обратить внимание и смогут ли они занять освободившуюся нишу, корреспондент «РИАМО в Балашихе» обсудила с бьюти-стилистом, директором Московского клуба визажистов FORUM Наталией Черкасовой.

«Надо было сразу бежать прочь!»: истории жителей, которые неудачно сэкономили>>

Об эксперте

Наталия Черкасова работает в бьюти-индустрии около 30 лет. По образованию она химик-технолог. Жила и работала в Париже, где повышала квалификацию в учебном центре Christian Dior. Теперь Наталия руководит Московским клубом визажистов FORUM.

Вместе со своей командой она работала на Московской неделе моды. В разные годы представляла мировые бренды Guerlain, Artistry, Max Factor и многие другие. Ее мастер-классы по нанесению макияжа пользуются большой популярностью у женщин всех возрастов. Она создала свой канал на YouTube, где дает советы и освещает важные события в fashion-индустрии.

– Наталия, из России вот уже несколько месяцев постепенно уходят зарубежные косметические бренды. Как российские производители косметики справляются с вызовами времени?

– Во-первых, не все иностранные марки уходят. Есть те, у кого здесь построены заводы, и кто не хочет их лишаться. Например – Procter & Gamble, занимающая ведущие позиции на рынке потребительских товаров не только в России, но и в мире. Не хочет уходить и L’Oreal со своим масс-маркетовым сегментом. У многих марок есть большой годовой запас уходовой, декоративной косметики и парфюмерии на складах в России. Да, за год-полтора запас разойдется, но мы все равно не будем ощущать дефицита многих марок, разве что люксового сегмента.

Но еще у нас есть и свои производства, о которых многие практически ничего не знали: большим федеральным сетям, таким как «РИВ ГОШ» и «Л'Этуаль», всегда было выгоднее брать немецкие или французские марки вроде Nivea и L’Oreal, потому что они на слуху, они транснациональные, богатые и могут давать много рекламы. Сейчас, так как места на полках освобождаются, большим магазинам приходится повернуться с улыбкой к нашим отечественным маркам, от которых раньше они отворачивались.

«Зажмуриваюсь и пробегаю мимо прилавков»: жители Балашихи об экономии>>

– О каких марках идет речь?

– Если говорить о среднем сегменте на уровне L’Oreal, есть несколько отечественных линеек, среди которых «Крымская роза» и «Душистый мир». Это недорогие линейки с чеком 150–300 рублей. Они существовали еще с советских времен, но о них знали только те, кто жил около каких-то магазинчиков, любил их продукцию и покупал. Если говорить о сегменте чуть повыше по цене, на уровне Clarins, то у нас есть прекрасные линейки известного российского производителя органической косметики Natura Siberica. Это прекрасная марка. У нее тоже есть несколько линеек. Есть подороже, есть попроще. За уникальность составов отвечают богатства Сибири – травяные экстракты, которые невероятно эффективны в поддержании красоты и здоровья кожи.

– Natura Siberica – единственная марка в России такого уровня?

– Не только. Есть и другая большая компания с историей – Librederm. Одно из крупнейших производств бренда находится на территории России. Начинали они с марки «Лошадиная сила», которая была очень популярна. Теперь компания предлагает несколько линеек средств для ухода за кожей и волосами, основным активным веществом которых является гиалуроновая кислота, имеющая особенно большую популярность в последнее время.

К сектору подешевле можно отнести «Черный жемчуг», который, как и «Чистая линия», принадлежит международному производителю товаров повседневного спроса и продуктов питания Unilever. Хотя, как именно сейчас он будет развиваться, я пока не знаю. Западные собственники этого завода хотят остаться и работать на нашей территории. Кто знает, может быть со временем он отойдет нашим собственникам.

Среди недорогого отечественного сегмента – компания «Свобода», продукцию которой тоже раньше не хотели брать никакие большие сети, потому что это российская марка. Люди хотели покупать французское, американское, корейское. Но сейчас этого нет, ухаживать за собой надо, а «Свобода» выпускает недорогую, но хорошего качества уходовую косметику.

«В чай подмешали галлюциногены»: как обманывали на деньги жителей Балашихи>>

– Какие новые отечественные бренды появились за последнее время?

– Есть марка, которая тоже на уровне Clarins по качеству – HAPPY LAB, средства которой разрабатываются и производятся в подмосковном Алабино. У них очень большая производственная площадка, оснащенная современным оборудованием с уникальными техническими возможностями. У компании представлено несколько линеек, в том числе и для молодой кожи.

Из более новых есть Organic Shop – тоже очень большая линейка хорошего качества по средней цене. Есть и совсем новая российская компания Art&Fact. Она тоже заслуживает уважения и того, чтобы баночку L’Oreal или Nivea заменить их продукцией. Бренд хорош тем, что делает ставку на активные вещества, которые помогают решать ту или иную бьюти-проблему узконаправленно и добиваться видимого результата за самые короткие сроки.

– Создание именных российских брендов – это тенденция?

– Да, у нас появился новый пласт именных марок – например, SmoRodina. Это эстетичный и экологичный бренд российской уходовой косметики из Магнитогорска. Его создатели предлагают наслаждаться исключительно натуральными формулами в уходе за собой.

Есть также «Мастерская Олеси Мустаевой». Это профессиональная косметика из натуральных материалов. Создательница из Казани дала бренду свое имя – это очень по-западному. Она не боится этого.

Есть российская компания Сергея Острикова и его бренд Ostrikov Beauty Publishing. Он делает свои линейки с разными компаниями. Когда ты свое имя ставишь на банку, ты этим гарантируешь качество. Но такая косметика подороже.

Пять вопросов о загаре: отвечает врач‑косметолог>>

– Участвуют ли ученые в создании косметики?

– Сейчас появилась марка «Йодометикс», которая выпускает линейку средств с морским йодом и водорослями. Группа ученых из Новосибирска, из лаборатории НИИ Цитологии и Генетики СО РАН, добывает нужные для нашей кожи ингредиенты для увлажнения и борьбы с возрастом из морских ежей. Это действительно интересные, качественные формулы, которые встали в нашу кремовую базу.

Добавлю, что есть и прекрасная марка G.Love. Она тоже встает в сети, а до этого продавалась в небольших магазинчиках. Давно известный Don't touch my skin тоже завоевывает любовь и популярность.

То есть существует много отечественных марок как поддерживающих нашу кожу, так и решающих проблемы, и сейчас мы должны все их пробовать и постепенно в них влюбляться.

На какую косметику сейчас у россиян больше спрос?

– По моим ощущениям, люди стали чаще задавать вопросы: «Это натуральное? Это эко?». Но большая часть из них, на мой взгляд, просто спрашивает, но ориентируется все-таки на цену. У нас есть дорогие российские марки с богатой формулой, но, думаю, пока среднестатистический покупатель, который, к примеру, зашел в ЦУМ и увидел дорогой крем французской марки, скорее купит его, чем российский аналог. Но это дело времени.

Синие волосы, яркий макияж: могут ли школьника выгнать с урока за внешний вид?>>

– Поделитесь секретом, какие российские косметические марки стоят на вашем туалетном столике?

– Это продукция марки G.Love. У них очень хорошая текстура по качеству, формуле. Все их кремы очень хорошо пахнут. У меня сейчас есть «Йодометикс». До этого пользовалась SmoRodina, линейкой Don't touch my skin. Покупаю крем с витамином С, он мне очень нравится, подходит. Я очень люблю линейку Rose-De-Rose от Librederm. Пользовалась многими их продуктами, но эта – с очень хорошей текстурой и наиприятнейшим розовым ароматом. А вот Natura Siberica моей коже не подошла, хотя я пользовалась от простых их кремов до самых дорогих с икрой. Но это индивидуальная история. Просто мне подходят средства других российских марок.

– Используют ли изготовители косметики целебные свойства российских ягод и растений?

– Natura Siberica вообще поднялась на этом. К примеру, они специально приглашали и показывали поля выращенной морошки на Камчатке и Алтае.

Я знаю, что эфирные масла лаванды, которые выращивают у нас в Крыму, с огромным удовольствием покупают производители в других странах, потому что оно потрясающего качества. У нас есть горная лаванда, которая гораздо насыщеннее и целебнее степной, и масло из нее очень ценится на рынке ингредиентов. За последние три года в Крыму лавандовые поля стали культивировать и расширять. Чтобы получить экопродукт, надо соблюсти достаточно много условий. Следить за качеством почвы, воды, воздуха. Экополя нельзя разбивать вблизи промышленных предприятий и городских населенных пунктов.

Как защититься от солнца>>

– Какие проблемы на сегодняшний день есть у российского производства косметики?

– К сожалению, наша промышленность никогда не производила тару – только самые простые пластиковые тубы и упаковки. Стеклянной тары для косметики у нас пока нет. Вакуумных помп тоже. Их производят в Китае, Беларуси, Италии, Польше.

Кроме того, у нас почти нет сырья для декоративной косметики. Мы не выпускаем пигментов. Поэтому пока приходится искать альтернативу в Китае, Корее, Южной Америке.

– А как обстоят дела с отечественной парфюмерией?

– Пока что не так хорошо, как хотелось бы, потому что у нас нет парфюмерных лабораторий, создающих ароматические композиции. Но я знаю наши российские компании, которые сейчас начинают делать эфирные масла и хотят создать свои лаборатории. Пока что в разделе духов мы зависимы от парфюмерных компаний из Америки, Франции, Испании и Швейцарии. Но, думаю, скоро в России появятся свои лаборатории.

– Сможет ли отечественная бьюти-отрасль стать достойной заменой зарубежным брендам?

– Сейчас у меня нет никаких претензий к российским производителям. Сегодня во главе производств стоят люди с хорошим химическим или экономическим образованием. Это прекрасные управленцы – люди, у которых был опыт работы с самыми лучшими западными фирмами. Поэтому я верю, что через год-полтора мы уже не будем думать о том, полны ли запасы на складах у L’Oreal, да и вообще зацикливаться на французской продукции. Мы будем ждать свои новые марки