«Не хочу оставаться в стороне»: как волонтеры Балашихи работают в эпидемию
В связи с режимом обязательной самоизоляции из-за коронавируса многие жители Балашихи испытывают трудности. Особенно это касается пожилых людей: они не могут выйти из дома за лекарствами и продуктами, не могут выгулять собаку, а порой им даже не с кем поговорить, получить моральную поддержку. На помощь приходят волонтеры. Что ими движет и почему они решили безвозмездно помогать людям в такое непростое время, читайте в материале «РИАМО в Балашихе».
Коронавирус в России. Ежедневные сводки>>
Безвозмездная помощь
С началом эпидемии коронавируса в России образовалось волонтерское движение #МыВместе. Оно объединяет обычных жителей, предпринимателей и представителей крупных компаний, которые хотят помогать людям.
В разговоре с корреспондентом «РИАМО в Балашихе» 28-летняя жительница городского округа представляется Ириной. Сразу говорит – имя выдумала, потому что ей не хочется привлекать к себе излишнее внимание.
«Это со стороны кажется, что волонтеров все любят и уважают. В реальности же я часто сталкиваюсь с людьми, которые крутят пальцем у виска – мол, ты дура, бесплатно делаешь работу за государство. А еще чаще знакомые, услышав о том, что я стала волонтером, ехидно прищуриваются: видимо, заняться нечем? Сына своего бросила, побежала старушкам сопли подтирать? Работать тебе не надо, денег и так много?» – делится волонтер.
И признается: подобные вопросы очень задевают. Ее офис закрыт на карантин, зарплату, как и другим, весьма существенно сократили, муж и пятилетний сын изолировались в квартире.
«Все как у всех, но не объяснять же это каждому встречному. При этом я не хочу, чтобы у вас сложилось превратное мнение, будто все вокруг считают волонтеров выскочками, у которых нет личных дел. Очень много людей относятся к нашему движению с большим уважением. И они повсюду!» – говорит Ирина.
Девушка занимается волонтерством впервые. Началось все с того, что она увидела в интернете фотографию: кто-то расклеил на доме объявления, предлагая помощь пожилым людям, которые не могут сами сходить в аптеку или магазин. Тогда Ирина подумала: почему другие могут заниматься добрыми делами, а я – нет?
«Я не захотела оставаться в стороне от всеобщей беды. Нашла в сети телефонные номера волонтерского движения в Балашихе, позвонила, записалась. И понеслось… Наша работа заключается в том, чтобы покупать и отвозить пенсионерам необходимые продукты. Звоним, спрашиваем, едем в магазин, затем к пожилым. Оставляем пакеты с продуктами за дверью. Главное правило – соблюдать все меры предосторожности! Не для себя, а для бабушек и дедушек, ведь именно они находятся в группе риска», – отмечает Ирина.
И вздыхает: в течение дня она улыбается, подбадривает своих подопечных, а вечером, переступив порог дома, сгибается от усталости и отчаянья.
«Сын и муж встречают меня, как героя. Но когда малыш уже спит, я даю волю эмоциям. Да, часто плачу. Мне жалко пожилых, им трудно в изоляции. Эти мы можем по интернету заказать еду, лекарства, игрушки, да хоть платье новое купить или обувь. Они этого не умеют. Сидят взаперти, единственное развлечение – старенький телевизор. После того, как отдала пакеты с продуктами, я часто стою, прислонившись к двери – слушаю, как бабушка или дедушка шаркают ногами на кухню. Мне хочется убедиться, что они донесли пакеты, не упали, не споткнулись. Глупости, сама знаю. Но ничего с собой поделать не могу», – объясняет Ирина.
Волонтерский опыт будут учитывать при трудоустройстве: мнения об инициативе>>
Свободный волонтер
Марине 24 года, она называет себя свободным волонтером, потому что не примкнула к какому-либо волонтерскому движению.
«Еще в начале апреля пыталась зарегистрироваться в одном всероссийском волонтерском движении. Почему-то не получилось. Может, наплыв желающих был такой большой, что заявки не успевали обрабатывать. А может, из-за технических проблем моя заявка не дошла до адресата. Я не стала терять время на выяснение», – рассказывает Марина.
Начала она с малого: этажом ниже живет одинокая бабушка. Ее единственная дочь страдала психическим заболеванием и в прошлом году покончила жизнь самоубийством, об этом знают все жители дома. Когда началась эпидемия коронавируса, Марина сразу же подумала о бабе Нюре.
«Сначала было как-то неловко, стыдно – будто ты такой весь из себя хороший, ринулся помогать. Я даже была уверена, что к бабе Нюре уже половина жильцов подъезда приходила. Оказалось, что нет. Я спросила, надо ли чем помочь. Оказалось, что надо в аптеку сходить, что у кошки закончился корм. И еще бабе Нюре квитанция за ЖКУ пришла с долгами, которых у нее нет, надо разобраться», – говорит волонтер.
Дальше закрутилось само собой. Баба Нюра попросила помочь с квитанциями и своей подруге – одинокой бабушке, которая живет в соседнем доме.
«Сейчас у меня шесть подопечных стариков. Я бы даже сказала – друзей. Раньше я просто ждала от них звонка – что попросят, то и сделаю. Но теперь еще звоню почти каждый день, по очереди. Вы бы знали, как мои бабушки радуются мне! Они очень любят поговорить, а мне нравится слушать истории из их жизни. У бабы Нюры, оказывается, было 12 братьев и сестер. Жили впроголодь, и даже в школу она пошла только в 11 лет, когда старший брат получил первую зарплату, купил ткань, а сестры сшили ей платье. До этого в школу ходить было не в чем», – вздыхает Марина.
Девушка работает в автошколе, которая сейчас закрыта на неопределенный срок. Марина твердо уверена: даже когда выйдет на работу, «своих бабушек» не оставит.
«Волонтерство отнимает много сил и времени, это правда. Но теперь я не представляю, как смогу отказать, например, бабе Нюре в какой-то просьбе. Буду как-то выкручиваться. Может быть, привлеку своих подруг к делу, и тогда станет немного проще», – говорит Марина.
Как стать волонтером в Балашихе>>
«Ненужная» помощь
Однако у волонтерства оказалась и темная сторона. С ней 30-летняя Ксения столкнулась впервые. До этого момента она участвовала в самых разных благотворительных акциях: собирала вещи для детских домов, для пострадавших от наводнения в Иркутской области, покупала корма и лекарства для животных.
«Коронавирус больно ударил по нам. Осталась без работы, моя семья «доживала» остатки мартовской зарплаты. Но, тем не менее, мне очень сильно хотелось помочь тем, кому еще хуже. А таких много, я знаю. В итоге на личные деньги закупила в супермаркете 10 продуктовых наборов: в каждом вафли, молоко, растительное масло, овсянка, рис, гречка, консервы. Разместила объявление в городских пабликах: если кому-то очень нужны продукты или вы знаете тех, кому они нужны, напишите – я сама привезу, денег не возьму», – рассказывает Ксения.
Она ожидала, что очень быстро раздаст продуктовые наборы, уже искала деньги, чтобы закупить новые. Но, вопреки ожиданиям, под ее постами в социальных сетях люди не искали тех, кому нужна помощь, а просто осуждали их.
«В итоге отвезла набор пожилой женщине, беженке из Донецка – гражданство РФ она получила, а вот выплат никаких ей не назначили. И еще мне написала девушка Катя, которая знала семью узбеков – они голодали. Она сама приехала за набором, чтобы отвезти его», – говорит Ксения.
И добавляет, что за ее встречей с Катей наблюдали соседки. Одна из них потом наговорила Ксении много неприятных слов – обвинила девушку в том, что она помогает не «нормальным пенсионерам», а «молодым лбам» на машине.
«Объяснять, что Катя – просто курьер, который отвезет продукты нуждающимся, я не стала. Но было очень неприятно», – вспоминает Ксения.
В результате девушка удалила посты в социальных сетях, а оставшиеся продуктовые наборы раздала своим знакомым – пригодятся.
«В соцсетях меня обвиняли в том, что я хочу выпендриться, что из-за таких, как я, наше государство не поддерживает малоимущих – мол, зачем, если есть дурачки-волонтеры, которые сами все купят, да еще и отвезут. Мне было очень обидно. Но я все равно буду и дальше заниматься волонтерством, потому что есть люди, которым очень нужна помощь», – заключает Ксения.