История БЛМЗ: традиции, уникальные технологии и титановый Гагарин

История БЛМЗ: традиции, уникальные технологии и титановый Гагарин
Статьи

Балашихинский литейно-механический завод – старейшее предприятие города. Старожилы чтят его за верность традициям, опыт и стойкость – он пережил самые трудные времена в истории страны. Молодые уважают БЛМЗ за инновации и перспективность – его двери открыты для вчерашних студентов. Как развивалось градообразующее предприятие, чем оно прославилось и чем живет сегодня, выяснила корреспондент «РИАМО в Балашихе».

«Таинственный остров» Андрея Белого: как в Кучине появился музей поэта>>

От алюминия до титана

Балашихинский литейно-механический завод был образован в 1932 году – правительство СССР подписало указ об открытии предприятия авиационной отрасли. Страна нуждалась в агрегатах управления тормозными системами и колесами, в прочей продукции – эта задача и была возложена на БЛМЗ.

В 1933 году появился первый производственный корпус – механический. Здесь начали выпускать первые спицевые авиационные колеса и клапаны управления. Спустя два года рабочие завода представили первые отливки из алюминиевых сплавов, а в 1938 году началось серийное изготовление отливок из магниевых сплавов.

С началом Великой Отечественной войны БЛМЗ был расформирован – механическое производство было эвакуировано в Нижний Тагил и Каменск-Уральский, литейное производство – в Уфу и Куйбышев.

В 1942 году завод вернулся в Балашиху, тогда же был организован цех по выпуску моторного литья из алюминия. Это особая веха в развитии завода, ведь в годы войны он являлся единственным в стране производителем крупного фасонного литья и на 100 % обеспечивал отечественную авиацию нужными агрегатами.

В послевоенное время БЛМЗ «вздохнул полной грудью»: на заводе началась разработка, а затем и выпуск взлетно-посадочных устройств для новых типов самолетов. Также нужно было поднимать страну после тяжелых военных лет, и в 1949 году здесь был организован цех среднего и магниевого литья.

За годы работы БЛМЗ неоднократно становился первопроходцем во многих отраслях машиностроения. Так, в 1962 году сотрудники предприятия в тесном сотрудничестве со Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов впервые в стране разработали технологию и сдали в эксплуатацию цех фрикционных металлокерамических изделий. Уже в 1966 году началась работа над уникальной технологией по изготовлению фасонного титанового литья, а в 1970 году был организован самостоятельный цех.

История Железнодорожного: от Сергеевки‑Обираловки до района Балашихи>>

Новая веха развития

За последние десятилетия многое изменилось на БЛМЗ. Предприятие, которое когда-то выпускало продукцию только для авиационной промышленности, значительно расширило свою деятельность. На сегодняшний день завод осваивает и выпускает сложное литье из алюминия, магния и титана для авиакосмической, автомобильной, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, приборостроительной, химической, судостроительной промышленности.

2018 год стал для БЛМЗ знаковым – по его итогам завод на 40 % увеличил выпуск продукции по заказам авиационной отрасли. Кроме этого, предприятие заключило соглашение с партнерской организацией и приступило к реализации проекта по выпуску нового авиационного двигателя и малой газотурбинной энергоустановки на его базе. Это очень важный этап развития завода, под эгидой которого пройдут ближайшие несколько лет.

На сегодняшний день БЛМЗ обладает множеством преимуществ перед другими предприятиями России. И главное из них – это производство фасонного литья из всех известных видов легких сплавов: на основе алюминия, магния и титана.

Легенды Балашихи: пальмы под Москвой, «Метро‑2» и смерть Карениной>>

Титановый Гагарин – гордость завода

За десятилетия работы БЛМЗ множество раз выполнял важные, уникальные, социально значимые проекты. С огромной любовью и трепетом заводчане относятся к особому проекту – памятнику Юрию Гагарину, который вознесся на одноименной площади в Москве.

Работа над скульптурой началась в 1979 году. Перед заводом была поставлена, казалось бы, невыполнимая задача – создать первый в мире крупногабаритный памятник, выполненный из литейного титанового сплава. И сделать это в кратчайшие сроки, чтобы к началу Олимпиады 1980 года столицу украсил образ великого советского космонавта.

Скульптор Павел Бондаренко, которому принадлежит идея создания памятника, предварительно изготовил из гипса скульптуру «в полный рост» – а это 42,5 метра. Ее распилили на части – другого способа отлить памятник из титана не было.

Лучшие ученые, выдающиеся умы Национального института авиационных технологий работали бок о бок с инженерами и формовщиками БЛМЗ. За короткий срок заводчанам предстояло изготовить 238 литых сегментов памятника – цифра невероятная!

При заливке лица космонавта возникла проблема – масса этой части памятника превосходила допустимый предел для плавки в вакуумной печи. Однако выбора не было – заводчане сделали все что было в их силах. В какой-то момент печь не выдержала нагрузки, и на БЛМЗ чудом удалось предотвратить взрыв.

Титанические усилия для титанового Гагарина увенчались успехом – заводчане завершили работу в установленный срок.

Сейчас памятник Юрию Гагарину – один из самых крупных и узнаваемых в Москве. Фигура первого в истории человечества космонавта видна издалека, она сверкает на солнце и призывает людей поднять головы вверх – посмотреть в пространство, которое полвека назад покорил советский герой.

«Я работаю на трех работах»: рассказы трудоголиков из Балашихи>>

Музей БЛМЗ

Особая гордость Балашихинского литейно-механического завода – музей трудовой и боевой славы, открытый в 1972 году. Сегодня здесь можно проследить всю историю завода, подробнее узнать об основных вехах его развития, увидеть экспонаты, документы и фотографии.

На стендах музея представлена коллекция изделий, которые БЛМЗ выпускал на протяжении многих десятилетий. Среди прочего – агрегаты для авиационной техники, фасонные отливки из различных сплавов, литье из алюминия.

Большой раздел музея посвящен Великой Отечественной войне. Долгие годы заводчане занимались активной поисковой работой, кропотливо собирали письма фронтовиков и фотографии работников БЛМЗ, не вернувшихся домой. Гости музея узнают, как завод пережил эвакуацию, как вернулся в родную Балашиху и чем он обязан женщинам и подросткам, чей героический труд помогал заводу «дышать» в самые трудные времена.

Музей открыт для всех желающих. Его частыми гостями становятся ученики школ и студенты, любители истории и люди, которые хотят побольше узнать о своем городе.

Музей трудовой и боевой славы БЛМЗ

Адрес: г. Балашиха, ш. Энтузиастов, д. 4

Телефон: 8 (495) 521-38-57

Сайт: http://www.blmz.ru