Директор футбольной школы «Метеор» о легендах спорта и кузнице мастеров
Футбол по праву называют спортом номер один в мире. В Балашихе много футбольных команд, которые участвуют в городских, региональных и всероссийских соревнованиях. Многих молодых игроков готовит детско-юношеская спортивная школа по футболу «Метеор». Ее директор Николай Родин рассказал «РИАМО в Балашихе» о работе школы, об актуальных проблемах отечественного футбола и о своей встрече с Анатолием Тарасовым – великим советским хоккеистом, футболистом и тренером.
Секции в Балашихе: где детям бесплатно заниматься спортом>>
– Николай Владимирович, когда появилась ваша школа?
– Футбол в Балашихе был «потерян» в 1972 году, когда распалась команда «Машиностроитель», выступавшая во Второй всесоюзной лиге. С тех пор футболом в городе никто толком не занимался.
Помню, как 8 марта 2004 года я встретил на улице своего друга Владимира Рязанова. Мы шли по городу и вспоминали старые времена, когда смотрели футбол и баскетбол на стадионе «Машиностроитель», хоккей с мячом – на «Труде» и «Криогенмаше», а на «Рубине» – хоккей с шайбой. Решили, что необходимо возрождать традиции.
Мы определили для себя три задачи: создать футбольную школу, построить футбольный центр и стать лучшей школой в Московской области. С первыми двумя мы справились, а вот с третьей пока сложно. В Подмосковье есть города с богатой футбольной историей, где всегда были профессиональные клубы: Подольск, Орехово-Зуево, Красногорск, Химки, Мытищи. Там футбольные традиции никогда не прерывались, передавались из поколения в поколение. С ними пока тяжело соперничать нашей школе, которой всего 12 лет.
– Что ожидает школу в ближайшем будущем?
– Мы впервые получим возможность проводить полноценный тренировочный цикл. Наверное, уже с ноября сможем переходить с открытых полей в помещение. Для этого на территории школы строится физкультурно-оздоровительный комплекс, который мы задумали как зал для детей в возрасте 6-9 лет.
Рядом будет манеж с полем 60 на 40 метров. Похожий, кстати, есть у немецкого клуба «Шальке». Там во время плохой погоды тренируется и готовится к соревнованиям профессиональная команда, регулярно выступающая в Лиге Европы, и воспитанники футбольного центра.
Уже сейчас в нашей школе хотят заниматься ребята из Ногинска, Фрязино, Щелково и других городов. Но, конечно, хотелось бы иметь как можно больше воспитанников из Балашихи.
Арбитр Владимир Сельдяков: «Хороший судья должен убить в себе футболиста»
– Сколько ребят занимается в настоящее время?
– У нас около 300 воспитанников от 6 до 17 лет. Семь команд выступают в первенстве России и две в чемпионате Московской области.
С ребятами занимаются квалифицированные специалисты. Некоторые из них поиграли на профессиональном уровне – например, Василий Попов, Дмитрий Зайцев, Владимир Агапов, Артем Толстых, Алексей Алякринский и мой сын Николай Родин. К сожалению, недавно от нас ушли два тренера – один в саранскую «Мордовию», другой – в училище олимпийского резерва №5 Московской области. Понять их можно – там выше зарплаты и совершенно другие задачи. Заменить их сложно, хороший тренер – товар штучный.
Сейчас среди футбольных школ Подмосковья мы занимаем пятое место, а также входим в топ-100 лучших российских футбольных школ.
– Сотрудничает ли ваша школа с другими организациями?
– Пока что с другими организациями мы не работаем. Мы готовы к взаимодействию, но должно быть понимание со всех сторон. Сейчас пытаемся найти общие интересы со школой олимпийского резерва «Балашиха», с отделением футбола спортивного комплекса «Керамик». Из этого могла бы получиться сборная Балашихи по футболу, но говорить об этом сейчас преждевременно.
Открытие новых игровых площадок в Балашихе: горки, руколазы и тоннели>>
– На сайте вашей школы размещен девиз: «При единении и малое растет, при распаде и величайшее распадается». Что для вас значат эти слова?
– Для меня это своеобразный образ нашей страны. Как говорится, что имеем – не храним, потерявши – плачем. В советское время проводилось так много турниров среди дворовых команд и школ. А сейчас что? Только в официальных турнирах мы не добираем порядка 30-40 игр в сезон.
Сегодня во многих европейских и азиатских странах футбол включен в общеобразовательную школьную программу, там работают футбольные учителя и инструкторы, бывшие профессиональные футболисты и воспитанники футбольных центров. А у нас даже не во всех учебных заведениях есть нормальные площадки. К сожалению, мы не сохранили тот спортивный потенциал, который был в СССР, а вместе с ним и зрительский интерес. Ведь когда-то игры между футбольными школами собирали на стадионе по две-три тысячи зрителей. Сейчас по бумагам все красиво, но соревнования не проводятся в полном объеме.
Если бы чиновники были более внимательны, то увидели бы, что в футбол играют круглый год. Возможно, приняли бы необходимые меры для его развития. Но я уже не раз сталкивался с их непониманием и даже неприятием того, что футбольная школа является вершиной развития массового футбола. Массовый футбол – это не площадки во дворах и не погонять мяч от случая к случаю. В игровых видах спорта массовость определяют результаты соревнований.
Сейчас в России разработана программа развития футбола до 2030 года. Речь в ней идет о создании федеральных центров, но никто не говорит о муниципальных центрах. Наша футбольная школа по сути и есть такой центр. И финансироваться она должна из федерального бюджета, потому что работает в интересах страны. В той же Германии за 10 лет на такую программу из федерального бюджета было выделено 84 миллиарда евро.
Тренер сборной по регби на колясках: «Инвалиды не должны сидеть дома»>>
– То есть, такие центры помогут развитию футбола в стране?
– У нас идет речь о создании 80 центров. Отчасти, конечно, они решат проблему. Но давайте посмотрим на нашего соседа – Китай. В 2017 году там открыли более 20 тысяч футбольных школ, работать туда приглашают специалистов из разных футбольных стран. Только из Испании «выписали» 1200 тренеров.
Но футбол – это не только соревнование, игра за город или страну. По данным Всемирной организации спортивных медиков, у детей 6-12 лет, занимающихся футболом не менее четырех раз в неделю, практически исчезает тяга к употреблению наркотиков и алкоголя. Дети, прошедшие отбор в футбольную школу и занимающиеся в спортивном режиме, будут физически сильными, морально устойчивыми и богатыми духовно. От них пойдет здоровое поколение.
– Какие еще проблемы существуют в отечественном футболе?
– У нас нет элементарного закона о футболе, где бы четко регулировались финансовые отношения между футбольными школами. Например, в Германии если воспитанник переходит из низшей школы в более перспективную, то за каждый год обучения предыдущей школе платится 5000 евро. Это заставляет руководителей и тренеров давать отчет о своем приобретении и до выпуска серьезно работать с футболистом.
Раньше никто не забирал воспитанника из футбольной школы до его 18-летия. Да, его «просматривали», могли вызвать в юношескую или молодежную сборную, но не уводили из клуба до определенного возраста. Тогда было понимание, что есть лидеры, которые тащат на себе основную нагрузку. За ними тянулись другие игроки. Команды были дружные и крепкие. В команду мастеров они приходили уже сформировавшимися, готовыми игроками, морально устойчивыми, без комплексов перед громкими названиями клубов.
Сейчас за нами ездят кавалькады «селекционеров» из разных клубов, уговаривают родителей перевести подростков к ним. И в итоге кидают ребят в водоворот на выживание. Ответственности там, понятное дело, никто не несет. Многие просто не выдерживают, ломаются психологически, так как там главное – не обучение футболу, а результат. Ребят не доводят постепенно к выступлению на высоком уровне.
Еще одна проблема: богатые футбольные академии переманивают к себе лучших игроков и в итоге соперничают друг с другом. Остальные команды постоянно ослаблены и не могут выдержать конкуренции. Какой же в этом интерес и развитие футбола? В такой обстановке тренеры не могут проявить свой творческий потенциал, у многих опускаются руки. Бывает, что после удачного сезона мы теряем в каждом возрасте лучших своих воспитанников. Отсюда вытекает еще одна проблема – тренерская.
Благоустройство дворов Балашихи: детские площадки, тренажеры и воркаут>>
– Вы видели подготовку футболистов в разных странах. В чем ее особенность?
– В свое время я побывал во многих ведущих европейских футбольных школах. Был в Голландии, Германии, Франции, Италии, Испании и Португалии. Это были небольшие стажировки во время моих путешествий.
Везде подходы разные, но за основу берут работу школы амстердамского «Аякса». Академия голландцев традиционно считается одной из лучших в мире. Ее выпускниками являются Йохан Кройф, Марко ван Бастен, Деннис Бергкамп, Рууд Гуллит, Уэсли Снейдер, Луис Суарес и многие другие известные игроки.
Нужно отметить, что в европейских академиях футболисты получают отличное образование в общеобразовательных школах, которые считаются элитными. Если вдруг не сложится спортивная карьера, то они спокойно могут попробовать себя на другом поприще. В университеты и другие образовательные учреждения они поступают вне конкурса.
– Расскажите о своей карьере.
– Я люблю футбол с самого детства. Была у нас дворовая команда «Пингвин», мы выиграли Московский областной турнир «Кожаный мяч». Должны были ехать на всесоюзные соревнования в Луганск, но нас по какой-то причине «завернули».
Потом я прошел отбор в наш легендарный клуб «Машиностроитель», отыграл там до самого выпуска. В армии выступал за сборную ПВО, во время службы некоторое время провел во второй лиге в Гомеле. Практически был решен переход в минское «Динамо», но я получил тяжелую травму, и футбольная карьера на этом завершилась.
В 1974 году я был на сборах в латвийской команде «Даугава». Помню забавный случай. Ребята подсмеивались надо мной: «Что это за город такой – Балашиха? Где находится это захолустье?» Игроки-то были в основном из крупных городов Советского Союза. И вдруг, бегут и кричат: «Коль, смотри!» На первой странице «Советского спорта» красовалась надпись: «Балашиха – кузница мастеров». В статье говорилось о Василии Калинове, Алексее Беленкове, Юрии Ляпкине, Александре Сапелкине, Вячеславе Клокове, Александре Черкасове и многих других заслуженных мастерах, олимпийских чемпионах, чемпионах мира, чемпионах СССР в различных видах спорта, жителях Балашихи.
– Что еще интересного можете вспомнить о том времени?
– К спортсменам было уважительное отношение. Помню, как в составе «Машиностроителя» мы стали бронзовыми призерами чемпионата. Руководство Балашихинского литейно-механического завода решило устроить для нас торжественное награждение в доме культуры «Спутник». Приехали Анатолий Тарасов, Валерий Харламов, Анатолий Фирсов, Виктор Полупанов, Владимир Викулов и другие легенды советского хоккея. Был полный зал народа! Мы выходили на сцену, нам вешали медали, мы фотографировались на память. Потом мы смогли пообщаться.
Хоккеисты нам рассказывали о тяжелых тренировочных буднях, о высоких нагрузках, о курьезных случаях из жизни. Великие мастера были с нами на равных. Они рассказывали нам, как в серии 1972 года с канадскими профи дрались за свою честь, за честь страны, за победу и получили уважение всего мира. Они нам объясняли, что спортсмены должны быть всегда примером для других. Говорили, что нужно любить свою страну. Тот день запомнился на всю жизнь.
Но это была не первая моя встреча с великим Анатолием Тарасовым – знаменитым советским хоккеистом и футболистом. Наш тренер Виктор Мансуров был его лучшим другом. Когда я проходил отбор в «Машиностроитель», то Тарасов сидел на трибуне. Он подозвал нас и сказал: «Ребята, кто сегодня не попадет в футбольную школу, то осенью приходите в секцию хоккея. В хоккей не попали – идите в гандбол, дзюдо, бокс, самбо. Вы станете сильными, уверенными в себе людьми, патриотами страны, достойными гражданами и проживете свою жизнь не зря».