Заведующий наркодиспансером Балашихи: «Алкоголизм на дому не вылечить»
Одной из главных социальных проблем является алкоголизм, причем как взрослый, так и подростковый. Какими современными методами борются с зависимостью и как вовремя распознать «тревожные звоночки», корреспонденту «РИАМО в Балашихе» рассказал заведующий наркологическим диспансером ГБУЗ МО «Балашихинская ЦРБ» Арсен Саркисян.
– Арсен Рачикович, существует много домыслов и мифов об алкоголизме. Поясните, по каким признакам можно определить, что речь идет уже о болезни, а не о вредной привычке?
– Для начала отмечу, что на сегодняшний день нет официального термина «алкоголизм». Даже в международной классификации заболеваний он называется иначе – «психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивного вещества».
Неслучайно любое чрезмерное пристрастие мы называем зависимостью. В этом и заключается главная сложность: человек уверен, что в любой момент может отказаться от спиртного. Не выходит. А когда начинается похмельный синдром, то речь уже однозначно идет о болезни, и здесь без профессиональной помощи врача-нарколога не обойтись.
– Похмельный синдром – это когда после бурных ночных возлияний человек утром «поправляется» рюмкой?
– Похмельный синдром – это такое состояние организма, когда он начинает воспринимать алкоголь как жизненно необходимый элемент. В большинстве случаев у человека, который не может утром прийти в себя, пока не опохмелится, уже появилась алкогольная зависимость.
Насчет похмелья: почему одни люди утром чувствуют себя плохо, а другие – хорошо? Тут очень многое зависит от обстоятельств употребления алкоголя: качественные ли напитки, чем человек закусывал, много ли двигался, выходил ли на свежий воздух. От этих факторов и зависит самочувствие человека на следующее утро.
Алкоголизм – тяжелое заболевание, но оно не формируется одним днем. Его можно выявить задолго до того, как наступает финальная стадия в виде запоев с последующим похмельным синдромом.
– Как вовремя распознать реальную угрозу?
– Существует несколько «тревожных звоночков». Первый критерий – появление патологического влечения к алкоголю. Человеку хочется выпить, он с вожделением думает об этом целый день на работе, не может бороться с навязчивым и непреодолимым влечением. Алкоголь может ему даже сниться!
Второй критерий касается так называемого социально обусловленного алкоголизма, когда человек попадает в среду, в которой просто не может не пить – например, со своими коллегами или друзьями. Пьяница хочет – пьет, не хочет – не пьет. Алкоголик хочет – пьет и не хочет – пьет.
– Существует ли пивной алкоголизм или это миф?
– Пиво – это алкогольный напиток, каким бы безвредным мы его ни считали. А с медицинской точки зрения то пиво, которое сейчас продается в магазинах, – вообще отдельная тема для разговора. Не бывает пива крепче 5 градусов. Все что крепче – это пивной напиток с добавлением спирта. А кобальт, который иногда используют для изготовления пива, – это токсичное вещество, которое поражает сердечную мышцу.
– Расскажите о подростковом алкоголизме.
– К сожалению, молодежь стала употреблять неизмеримо больше алкогольных напитков, чем 10-15 лет назад. Увы, но реклама умело пропагандирует не столько употребление спиртного, сколько связанный с этим привлекательный стиль жизни, о котором мечтает большинство подростков. Как следствие, среди несовершеннолетних неуклонно растет количество злоупотребляющих алкоголем.
– Часто говорят, что подростки пьют, потому что пьют их родители. Действительно ли существует «алкогольная наследственность»?
– Научно это не доказано. По наследству передается не алкоголизм, а факторы риска зависимого поведения, а их довольно много.
Алкоголизм и другие зависимости проявляются в связи с накоплением факторов риска. Можно также говорить о социальной генетике, когда дети подражают своим пьющим родителям. По данным статистики, в семьях, где родители употребляют алкоголь один раз в неделю и чаще, у подростков проявляется на 45% больше склонностей к психоактивным веществам.
– Наркологическая служба Балашихи ведет какую-то профилактическую работу с подростками? В чем она заключается?
– Наши службы уже 10 лет проводят регулярное диагностическое обследование среди учащихся 7-11 классов всех школ города. Оно проходит в несколько этапов – забор биологических материалов, профилактическая беседа, индивидуальное собеседование с наркологом, заключение. Если на каком-то этапе обследования у подростка выявляются проблемы, мы приглашаем родителей на консультацию, а потом оказываем помощь ребенку.
Эта программа проходит совместно с министерством здравоохранения Московской области. Я считаю, что подобные профилактические мероприятия для подростков жизненно необходимы, ведь алкоголизм или наркоманию проще предотвратить, чем лечить.
– Подростковый алкоголизм поддается лечению?
– Чем раньше начинается употребление психоактивных веществ, тем тяжелее лечение, так как алкоголь действует на незрелую психику и поражает клетки головного мозга. Результат – задержка психического развития.
Раннее материнство: счастье или горе? Истории девушек, родивших до 18 лет>>
– Многие люди, страдающие алкоголизмом, не обращаются за помощью, так как боятся постановки на учет. Могут ли ваши пациенты рассчитывать на анонимность услуг?
– Этот вопрос я слышу очень часто. Да, у нас есть анонимный кабинет, где зависимому оказывают помощь, не спросив даже паспорта. Это касается и подростка, которого родители приводят за руку.
– Этот «страх учета» часто заставляет зависимых и их родных прибегать к наркологической помощи на дому. Как вы к ней относитесь?
– Отрицательно. Объявления в стиле «сниму зависимость», «выведу из запоя», «вылечу по фотографии», «избавлю от зависимости за час» – это шарлатанство, которое значительно усложняет работу врачей-наркологов. К нам часто поступают пациенты после такой «помощи», и нередко уже в критическом состоянии.
Лечение больного на этапе отмены алкоголя должно проходить в условиях медицинского стационара под круглосуточным наблюдением врачей. Если бы можно было вот так просто, «за час», избавиться от алкоголизма, то человек приходил бы в аптеку, покупал препараты и на утро был бы уже здоров.
Увы, лечение алкоголизма – сложный процесс. Некоторые медикаменты нельзя применять вне лечебного учреждения. Речь идет о психотропных, противосудорожных, седативных и иных препаратах, которые подлежат особому учету. Просто капельница не эффективна. Более того, у пациента, которому периодически «вызывают» капельницы на дом, вырабатывается неправильный стереотип – попил недельку, приехали, «прокапали», можно пить дальше.
А лечить на дому наркозависимого – еще более бесполезное занятие. Уже на следующий день после «прокапывания» его тяга к наркотикам вернется, и он побежит за новой дозой.
Айлурофилия: как любовь к кошкам превращает человека в раба>>
– Насколько эффективен метод кодирования, который очень популярен в нашей стране?
– По большому счету, кодирование – это добровольный отказ от алкоголя. Этот процесс предполагает отказ от употребления спиртного в течение 7-10 дней, а сам пациент должен осознавать свои действия и психологически подготовиться к кодированию. От этого настроя, прежде всего, и зависит эффективность метода.
– Что делать, если больной не соглашается лечиться?
– Обязательно предпринимать повторные попытки убедить его в необходимости лечения, объединив усилия всех заинтересованных и значимых для больного людей – родных, друзей, педагогов.
Принудительно больных алкоголизмом можно лечить только по решению суда. В остальных случаях, согласно федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах», медицинская помощь может быть оказана только по просьбе больных или с их согласия.
– Многие люди считают, что употреблять спиртные напитки не так страшно, как употреблять наркотики. Это действительно так?
– От алкоголя гибнет больше людей, чем от наркотиков. Но при этом спиртное пьют в тысячи раз больше людей, чем употребляют наркотики. Поэтому такая статистика неверна. Далее: есть такое понятие, как потенциал зависимости. Простой пример: из 100 человек, регулярно употребляющих алкоголь, двое станут алкоголиками. Из 100 человек, употребляющих героин, в зависимость от него попадут практически все.
«Яжемать» − новый вид человека или просто несчастная женщина?>>
– С чем это связано?
– До конца это пока неизвестно. Сегодня мы знаем, что меняется биохимия головного мозга. Если человек употребляет героин, у него перестают вырабатываться собственные эндорфины – биологические соединения, которые отвечают за положительные эмоции. Происходит это чрезвычайно быстро – достаточно нескольких инъекций, и человек может на всю жизнь стать зависимым от наркотика.
– Какое напутствие вы можете дать напоследок?
– Думаю, что давать напутствия нет смысла. И так ясно, что алкоголь и наркотики убивают. Важно, чтобы каждый человек в определенный момент своей жизни понял: не можешь пить, оставаясь при этом адекватным человеком, – не пей. Одним запрещено есть сладкое, другие отказались от мяса, а третьим нельзя употреблять алкоголь. Это данность, и от нее никуда не денешься. Только приняв этот факт, человек сможет остаться полноценной и здоровой личностью.