«Второго ребенка когда родите?»: рассказы мам из Балашихи и мнение психолога
Сегодня многие родители заводят только одного ребенка. Одни считают, что это идеал счастья, другие не уверены, что финансово «потянут» двух и более малышей, третьи вынуждены считаться с медицинскими показаниями. Но общество неумолимо: семью с одним ребенком порой считают «ненормальной». Об этом корреспондент «РИАМО в Балашихе» поговорила с горожанами и узнала мнение психолога.
«Швыряла ребенка со всей силы»: женщины про чувства, о которых принято молчать>>
Самые разные причины
Издревле Россия славилась многодетными семьями – речь не о трех, а о четырех и более детях, порой о десяти. Для этого были серьезные причины, особенно в крестьянских семьях: чем больше детей – тем больше помощников по хозяйству.
Постепенно, с экономическим развитием и повышением качества жизни все изменилось. В какой-то момент взгляд общества даже «качнулся» в другую крайность: многодетная семья стала восприниматься как неблагополучная.
Сейчас множество семей останавливается на одном ребенке. Эту тенденцию прокомментировала Надежда Двоскина – психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.
«В докладе НИУ ВШЭ от 2019 года приводятся статистические данные и демографические прогнозы. Численность детей в России на тот момент возрастала, и этот рост ожидался примерно до середины 2020-х годов. Интересно, что численность детей в возрасте до шести лет уже тогда шла на убыль. Вероятно, именно этот эффект мы наблюдаем, когда говорим о семьях, делающих выбор в пользу одного ребенка, а не двух-трех детей», – отметила Двоскина.
И добавила, что причин для такого выбора несколько, причем они из разных сфер: экономической, социальной, психологической.
Для кого-то действительно сложно с финансовой точки зрения «поставить на ноги» даже одного ребенка, особенно с учетом современных довольно высоких требований к его обеспечению. Могут также сыграть роль такие факторы, как нестабильность дохода, сложная ситуация на рынке труда, состояние здравоохранения, отсутствие значимых с точки зрения современных семей мер поддержки.
«Но, конечно, и психологические причины важны. Например, к решению ограничиться только одним ребенком вполне могут привести желание и готовность реализовываться в профессиональной среде, желание жить более свободной жизнью, желание дать одному ребенку максимум внимания, общения, обучения и даже материальных благ, что сейчас многие родители считают крайне важным для качественного воспитания. Кроме того, рождение ребенка и прохождение периода младенчества ведет к серьезным изменениям в жизни семьи, и люди могут быть не готовы пройти это снова», – пояснила психолог.
«Имеем право на нормальную землю!» – как многодетные борются за свои права>>
Давление со всех сторон
В семье Марины и Игоря воспитывается один ребенок – 13-летний сын Петр. По словам мамы мальчика, окружающие – родные, друзья и просто знакомые – навязчиво интересуются, когда у Пети появится братик или сестричка.
«Прихожу к гинекологу, и первый же вопрос: «Когда рожать второго будете?». Встречаюсь со старым знакомым в магазине, он искренне удивляется: «Ты до сих пор не родила второго?». Родители одноклассников Пети, когда мы встречаемся на субботниках или школьных собраниях, назойливо шутят, что пора бы мне «за вторым пойти». А мы с мужем решили, что не хотим продолжения. Я счастлива, понимаете? Сын вырос, и я впервые чувствую себя по-настоящему свободной – могу заниматься тем, чем хочу. Но когда я объясняю это окружающим, на меня смотрят как на ущербную, как на эгоистку – мол, материнство на свободу променяла», – поделилась Марина.
Она признается, что порой и сама начинает думать о втором ребенке. Вот только уже не может понять – это под давлением общества или по собственному желанию, потому что «дозрела»?
Чтобы противостоять подобным нападкам, психолог рекомендует почаще вспоминать о том, что каждый человек сам решает, что ему делать со своей жизнью. Именно поэтому имеет смысл опираться только на собственные решения, а не на чье-то мнение о том, «как надо». Потому что разбираться с последствиями решений будут не советчики, а сам человек.
«Если женщина всегда хотела одного ребенка, но внезапно задумалась о втором, не стоит пугаться: это нормально. Стоит спокойно и трезво обдумать эту мысль. Она не обязательно навязана обществом – жизнь идет, человек меняется, меняются его взгляды, желания, потребности», – отметила психолог.
И подчеркнула: при этом очень важно уметь разбираться в себе, в своих мыслях и чувствах, разделять психологическую готовность родить второго ребенка и желание просто отвязаться от назойливых советчиков.
«Если вы не уверены в том, что вами движет на самом деле, обратитесь к специалисту. Психолог поможет разобраться в себе и принять верное именно для вас решение», – порекомендовала Двоскина.
Льготы для многодетных: лекарства, школьная форма и бесплатные развлечения>>
«Один? Вырастет эгоистом!»
В обществе существует устойчивое мнение, что один ребенок в семье – это непременно избалованный эгоист. И вырастет он человеком, который не умеет контактировать с другими, работать в коллективе ради общей цели. Правда ли это?
По мнению Надежды Двоскиной, стереотип о единственном ребенке-эгоисте – это настолько сильное упрощение ситуации, что практически всегда является ошибочным.
На формирование личности и умение выстраивать коммуникацию с другими людьми влияют самые разные факторы – не только наличие братьев и сестер, но главным образом поведение родителей, их подход к воспитанию, ценности семьи. А также опыт дружеского общения, взаимодействие со сверстниками и много всего прочего.
«И это мы еще не упоминаем о разнице в характерах людей! Другими словами, прямой общей зависимости между количеством детей в семье и некоей абстрактной счастливой жизнью этих детей в будущем нет и быть не может», – убеждена психолог.
Четыре сыночка и лапочка‑дочка: проблемы многодетных семей в Балашихе>>
«Не для себя, а ради первого ребенка!»
Некоторые женщины решают родить второго ребенка только для того, чтобы подрастающему сыну или дочери не было одиноко в будущем. Вдруг с родителями что-то случится, и юный член семьи останется совсем один в этом мире, без поддержки и опоры.
Такой позиции придерживается местная жительница Екатерина. Ее родители умерли, когда ей было восемь лет.
«Мне кажется, я пережила эту трагедию только потому, что у меня был старший брат. Помню дни бесконечных слез и истерик, когда шли похороны, потом одни поминки за другими. Я никого к себе не подпускала – ни бабушку, ни тетю, и меня мог успокоить только брат. Сейчас подрастает моя дочь, ей уже 10 лет, а я никак не могу решиться на второго ребенка. В глубине души я не хочу – понимаю, что опять придется во всем себя ограничивать, что будут проблемы с деньгами. С другой стороны, я постоянно твержу, что Карине нужен родной человек рядом, брат или сестра. И даже мужу говорю: если и рожать, то только для дочери. Знаю, что такой подход неправильный, но ничего с собой поделать не могу», – поделилась Екатерина.
Психолог считает, что рожать для кого-то, кроме себя, – это довольно скользкий путь. Ведь для того, ради кого это сделают, это может оказаться не нужным, а потом будет очень сложно избежать обид и разочарований.
Кроме того, подобный подход может привести к появлению необоснованных ожиданий от других. Может возникнуть позиция «я на тебя всю жизнь положила, а ты не ценишь», что не способствует ни здоровому общению между людьми, ни получению удовлетворения от принятого решения.
«Отдельный вопрос: как будет себя чувствовать ребенок, которого родили, чтобы «первому не было одиноко»? По опыту скажу: жалобы на несправедливое отношение родителей к своим детям уверенно держат первенство среди общих запросов к психологам», – подчеркнула эксперт.
По мнению Двоскиной, если у женщины возникает желание решить проблемы первого ребенка за счет рождения второго, то это повод разобраться с собственными тревогами. В том числе в отношении детей, их взросления и подготовки к самостоятельной жизни, их готовности справляться с различными задачами.
«Не исключено, что в процессе работы с психологом выяснится, что женщиной движет сильный внутренний страх, комплексы, а вовсе не реальные опасности в жизни ее ребенка», – заключила эксперт.