Руководитель Поисковой группы о военной археологии и поиске солдат‑земляков
Каждый год с наступления тепла и до глубокой осени поисковые отряды и группы, входящие в состав зарегистрированных поисковых организаций, выезжают на места сражений Великой Отечественной войны. Их цель – восстановить историческую справедливость, найти незахороненных бойцов, установить имена и со всеми почестями предать их земле. Руководитель Общественной организации «Поисковая группа «Победа» Владимир Шульга рассказал «РИАМО в Балашихе» о том, как помимо работы в архивах проходят поиски пропавших без вести солдат и почему это важно.
Глава клуба «Паутина» о лазертаге, тимбилдинге и патриотическом воспитании>>
– Владимир, с чего началось ваше увлечение поисковой деятельностью?
– У каждого мужчины должно быть хобби – футбол, хоккей, рыбалка или охота. Я выбрал для себя более серьезное увлечение, связанное с военной археологией. Оно больше для души, но дополняется активным отдыхом и физическими нагрузками. Можно сказать, что это благородное занятие с пользой для здоровья.
Помню, как очень давно с приятелем отправлялись на поиски старинных монет, но со временем я понял, что это «не моё». Я купил себе необходимые приборы для военной археологии, и мы поехали в деревню Рамушево под Старой Руссой. Полдня шли пешком и, как потом оказалось, случайно поставили палатку прямо в месте массовой гибели бойцов.
Меня в тот момент прямо передернуло: мысли о трофеях, винтовках, сувенирах сразу исчезли. Я понял, что самое важное – поднять солдата, попытаться идентифицировать его, найти родных, достойно похоронить.
Когда начинаешь заниматься поиском, надо спросить себя: «Ради чего я иду в поле? Что мною движет?» Рассматривать военную археологию с точки зрения коммерции неприемлемо и кощунственно, да и к тому же карается по закону.
В 2007 году на базе краеведческого музея в городе Железнодорожный была создана инициативно-поисковая группа «Победа», которая сейчас стала Общественной организацией. Я являюсь ее руководителем.
Директор молодежного центра в Балашихе о фестивале неформалов и эколагере>>
– Кто входит в состав вашей поисковой группы?
– Помимо основного состава, выезжающего на Вахты Памяти в поля, есть Почетные члены дети ополченцев, пропавших без вести в 1941 году, ведущие работу с архивными документами, с родственниками погибших, с местным населением, с администрациями районов и другими поисковыми отрядами и движениями.
В экспедиции выезжает различное количество участников, но не менее четырех человек. Однажды численность достигла 30 поисковиков. При этом мы вливаемся в другие поисковые организации.
В команде собраны люди абсолютно разных профессий. Среди нас есть телеоператоры, инженеры, предприниматели, представители правоохранительных органов. Я работаю электромонтером в одной из городских организаций малой энергетики. Но во время экспедиций никто не кичится своими должностями и местами работы. В лагере все бойцы (так принято называть поисковиков) живут на общих основаниях, причем и мужчины, и женщины.
Распределение обязанностей по жизнеобеспечению во время Вахт проходит в штатном режиме – дрова, вода, питание, тепло у нас не индивидуального, а коллективного пользования.
Хочу подчеркнуть, что в нашей работе большую роль играют отношения в коллективе. От каждого человека, его способностей и моральных устоев зависит атмосфера в лагере. Нас всех объединяет общая цель. У нас не приживаются алчные, скандальные, любящие посквернословить люди.
– Расскажите об экипировке военных археологов.
– Конечно, в походах и длительных поездках стоит уделить особое внимание одежде и обуви. Каждый выбирает сам, но акцент необходимо сделать прежде всего на практичности. Те же берцы или сапоги более удобны при поисках, чем кроссовки или кеды, особенно в ненастную погоду.
Средства навигации, палатки, душ, кухня, газовая установка, генератор – это сегодня основные жизненно необходимые лагерные вещи.
Предприниматель из Балашихи: «Если бизнес по правилам, никто не задушит»>>
– Какие опасности могут подстерегать во время Вахты?
– Перед каждой поездкой и началом поиска мы проводим инструктажи. Мы знаем, как внешне выглядит каждый снаряд, какую опасность он может представлять. Теоретически взорваться может все что угодно. Иногда попадаются незнакомые боеприпасы, и чтобы избежать неприятных ситуаций и подрывов, мы их не трогаем, обходим стороной.
В местах, где проходят Вахты, зачастую водятся дикие животные. А так как мы находимся на их территории и являемся незваными гостями, то нужна особая осторожность.
– В какие места вы обычно выезжаете?
– Последние годы мы ведем поиски в районе бывшей деревни Бухоново Вяземского района Смоленской области, где пропал 1284-й Стрелковый полк 2-й Дивизии Народного Ополчения Сталинского района города Москвы, входившей в состав 32-й Армии. В состав полка были добровольно зачислены наши земляки из Балашихи, Кучино, Железнодорожного, Реутово. Их было примерно 800 человек – это целый батальон.
Мы работаем по карте генштаба 1939 года. Судя по ней, лесов тогда было мало. Место сильно изменилось, что осложняет поиск. Но хочется разобраться в истории, потому что информации о Второй дивизии практически нет. Мы исследуем квадрат за квадратом, но с каждым годом секторов поиска не становится меньше, так как открываются какие-то новые подробности, находятся новые артефакты, зачастую имеющие интересные надписи. Одна из последних находок – котелок водителя с инициалами «НКН» и названием «Гудок», нацарапанным курсивом.
Мы хотим разобраться, по какой причине погибло такое большое количество людей. Они ведь даже не успели занять боевые позиции. Возможно, наших солдат догнала наступающая колонна немцев или они попали в окружение и были просто расстреляны. «Вяземский котел», который долгое время находился под грифом «секретно», до сих пор остается одной из самых сложных загадок истории.
Директор центра туризма Балашихи: «Место гибели Анны Карениной — литературный вымысел писателя»>>
– Вы занимаетесь важным и благородным делом. Кто оказывает вам помощь?
– Работа группы основана на полном самофинансировании. Каждый год появляется много интересующихся людей, но чаще всего дальше слов дело не заходит.
Реальную помощь мы получили от директора «Краеведческого музея города Железнодорожный» Наталии Александровны Сотниковой, которая предоставила группе кров и документальную поддержку.
Поддержал нас и до сих пор поддерживает председатель местного отделения «Боевого братства» Сергей Георгиевич Яковлев. В самом начале, когда было совсем трудно, он приобрел нам походные рюкзаки. В прошлом году благодаря его стараниям на Поклонном Памятном кресте в урочище Бухоново была размещена табличка в память о подвиге земляков-ополченцев.
Жизнь рядом с «Кучино»: свалка выше леса и надежда на улучшение>>
– Чтобы подвиг советских солдат не был забыт, о нем нужно рассказывать новому поколению. Вы встречаетесь с молодежью? Привлекаете ребят в свои ряды?
– Несмотря на плотный график работы, мы посещаем школы, колледжи и университеты. Ездим как по Балашихе, так и по другим городам России. Встречаемся с молодежью, рассказываем о своей деятельности, делаем акцент на патриотическом воспитании.
У некоторых ребят возникает желание присоединиться к нашей группе. Но у нас есть обязательное условие: юноши должны отслужить в армии, а девушки достигнуть 21-летнего возраста. Потому что должен быть некий рубеж, когда человек осознанно делает выбор и может нести за себя ответственность.
Не скрою, из-за этих условий ребята расстраиваются, потому что они «загораются» и хотят сразу окунуться в эту деятельность. Надеюсь, их добрые намерения не иссякнут, и в будущем они пополнят наши ряды. Мы всегда рады новым бойцам в группе, работы много – очень много.
Ветеран из Железнодорожного: «Обираловские ребята боялись не успеть на фронт»>>
– Расскажите о планах группы на будущее.
– Сейчас мы работаем в основном в Смоленской области. Чтобы уйти в другое место, нам нужно довести начатую работу до конца, и мы ее доведем! Если один раз бросить, то бросишь и во второй, и в третий раз, а неоконченные дела и невоплощенные мечты будут тяготить всю оставшуюся жизнь.
Под Вязьму мы стараемся выезжать к «Покровским» морозам. Именно с этой датой связано последнее упоминание о балашихинском батальоне, который входил в вышеупомянутый 1284-й полк. По воспоминаниям участников октябрьских событий 1941 года, в этот день сопротивление закончилось, стрельба затихла. Но больше никакой информации нет.
В мае 2016 года в урочище Бухоново Вяземского района Смоленской области силами членов группы был установлен Поклонный Памятный крест в память о земляках-ополченцах и всех советских воинах, погибших в этих местах осенью 1941 года.
В этом году для размещения фотоовалов, имеющихся списков погибших героев и убитых местных жителей дополнительно установлены плиты и создан Мемориал «Поклонный Памятный крест урочища Бухоново». Для местных жителей это место теперь является местом поклонения. 25 сентября, в годовщину освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков, у Мемориала появятся свежие цветы и зажгутся поминальные свечи, как и в другие дни памяти мая, июня и октября.
Тайна исчезновения без вести ополченцев из Балашихи, Кучино, Железнодорожного и Реутово в окрестностях деревни Бухоново пока что не раскрыта. Но, мы надеемся, что рано или поздно мы найдем следы пропавшего полка и узнаем правду об их героической гибели.