«Мужа заставляю раздеваться за дверью до трусов!» – как люди с ОКР защищаются от коронавируса
Пандемия коронавируса изменила весь мир. И люди с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) – неврозом, при котором появляются навязчивые или пугающие мысли и состояния, – не остались в стороне. Более того, на фоне всеобщей паники и страха смерти их ряды стали стремительно пополняться. Как люди с ОКР спасаются от коронавируса? Об этом корреспондент «РИАМО в Балашихе» узнала из первых уст.
Коронавирус в России. Ежедневные сводки>>
Ирина, 34 года, домохозяйка:
«В «нормальные» времена я тоже, как выражаются мои друзья, была помешана на чистоте. Каждый день делаю уборку – в обязательном порядке протираю пыль, мою полы, дезинфицирую ручки дверей – мало ли, какая зараза к ним прилипла. И еще мою подошвы обуви после каждого похода на улицу.
Понимаю, что в некоторых случаях перегибаю палку – например, когда заставляю гостей обрабатывать руки антисептиком или оставлять обувь перед дверью. Но что поделать – у каждого свои тараканы в голове.
На карантин мы всей семьей ушли еще неделю назад – по собственному желанию. Заранее закупили продукты, все необходимые вещи – и засели дома: я, муж и двое сыновей-дошкольников.
В первые три-четыре дня я убиралась, как сумасшедшая. Реально страшно подцепить коронавирус – я смешивала водку с уксусом и протирала этой смесью входную дверь два раза в день, причем не только ручки.
Каждый день отдраивала всю квартиру с хлоркой – начиная с подоконников (вдруг вирус «прилетит» с улицы и «осядет» на них») и комнатных цветов, заканчивая унитазом и ванной. Даже детский конструктор замачивала в хлорке, а мягкие игрушки стирала в машинке.
Но… Вы представляете, что значит, когда у тебя в квартире безвылазно сидит два парня, одному из которых 4 года, а второму – 7 лет? Раньше они с утра до вечера были в саду, у старшего – еще и подготовка к школе была три раза в неделю. А теперь они дома!
Поначалу я молча ходила за мальчишками, сразу же убирала за ними – а они то игрушки разбросают по всему дому, то сахар по полу рассыплют, а младший любит примерить обувь отца и пройтись в ней по всей квартире. Да, подошвы всех весенне-летних туфель я уже дезинфицировала, но вдруг на ней остались какие-то микробы? А потому после каждого «дефиле» сыночка снова бралась за тряпку – и перемывала все полы с чистящими средствами.
Но меня надолго не хватило – началась вторая неделя карантина, а у меня дома творится бардак. И сил с ним бороться у меня нет».
Главное из обращения Путина по коронавирусу>>
Светлана, 43 года, маркетолог:
«Не понимаю, почему всем смешно? И люди продолжают ходить на улицу, еще на выходных жарили шашлыки и по парку катались на самокатах. Вы что, бессмертные?
Я очень боюсь коронавируса. Очень. Шесть дней не выходила из дома, а вот мужу приходится работать – он трудится на важном производстве, и у них нет ни карантина, ни выходной недели. Каждое утро заставляю его надеть резиновые перчатки и выдаю вторую пару запасных – на обратную дорогу до дома. Ездит на работу он сначала на маршрутке, потом на электричке.
Еще организовала «грязную» зону у входной двери. Там муж должен оставлять обувь и раздеваться до трусов.
На дверях висят плотные резиновые перчатки. А рядом – два пакета. По моей идее, муж должен снимать перчатки, в которых приехал, и кидать их в первый пакет – там вещи, которые я выброшу в утиль. Потом он надевает резиновые перчатки, которые я ему приготовила, в них раздевается до трусов, одежду складывает во второй пакет, плотно его закрывает, и только потом снимает перчатки, оставляет их на дверной ручке и заходит домой.
Муж считает меня сумасшедшей, но не спорит: знает, что я до чертиков боюсь коронавируса.
Кстати, для того, чтобы выходить в подъезд, у меня тоже приготовлены «грязные тапочки» и резиновые перчатки. Так я встречаю курьеров с доставкой. Например, вчера у меня их было два – сначала мне привезли еду, а следом – косметику. Так оба курьера пришли ко мне без масок и перчаток! Причем второй курьер – это довольно пожилая женщина!
Лично я еще хочу пожить, поэтому каждый день мою, убираю, протираю все поверхности. А кто думает, что «авось пронесет», тот сильно ошибается!»
Как оформить ипотечные каникулы в связи с пандемией коронавируса>>
Наталья, 36 лет, мастер маникюра:
«Любви к чистоте у меня никогда не наблюдалось. Скорее, наоборот. И сначала к коронавирусу относилась несерьезно – мне виделся в нем какой-то политический заговор. Но с каждым днем становилось все хуже, обстановка нагнеталась. И еще сюжет посмотрела по телевизору о том, что происходит в Италии. Господи, родным даже не дают проститься с умершими. На меня это произвело такое шокирующее впечатление, что я как-то непроизвольно взяла в руки тряпку и мыло. Мне стало по-настоящему страшно за своих детей. У меня их двое, младший ходит в сад, старшая учится в третьем классе.
И я начала мыть все вокруг. Наливала в ведро «Белизны» и промывала каждый угол квартиры. Детские игрушки тоже замачивала в хлорке, отмывала каждую деталь. Перестирала все вещи, в которых дети ходили на улицу. С утра и до ночи, с утра и до ночи. Еще тогда прислушалась к сыну – дышит как-то странно, тяжело. Отогнала от себя страшную мысль.
На третий день я решила еще раз промыть все полы с хлоркой. Опять налила воды горячей в ведро, в нее плеснула хлорки. Протираю все поверхности, полы мою. А сын в комнате совсем закашлялся. И кашель такой сухой, пугающий. У меня началась паника, истерика – у Игоря коронавирус!Наверняка, он!
Я бегаю из угла в угол, по щекам слезы льются. Уже настроилась звонить в скорую, как до меня доходит. Моя знакомая недавно рассказывала, что чуть не отравила дочь парами хлорки – у нее, оказывается, аллергия, начинает задыхаться, кашляет.
И еще вспоминаю, что мой племянник перестал ходить в бассейн, потому что не мог переносить запах хлорки – он кашлял до рвоты.
Не коронавирус! И я опять в ведро наливаю воды и мою полы. На этот раз – для того, чтобы смыть хлорку. Потом я выяснила, что хлорка в горячей воде становится ядом, ее пары могут обжечь дыхательную систему, вызвать удушье.
Теперь каждый день мою полы только водой с мылом. А ручки дверные протираю спиртом – никаких дезинфицирующих средств в магазинах уже не найти».
Разговор о пандемии: как говорить с детьми и подростками о коронавирусе>>
Комментарий медицинского психолога, психотерапевта Светланы Вишняковой:
«В обычной жизни появление обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) как синдрома связано с нервным срывом из-за какой-то психотравмирующей ситуации или более тяжелой патологии центральной нервной системы. Это достаточно редкое и специфическое расстройство, которое проявляется либо в виде навязчивых мыслей, либо повторяющихся неподконтрольных действий (или того и другого вместе).
Эти проявления тягостны для человека, занимают большое количество его времени и сил, но только с их помощью он способен снять непереносимое внутреннее напряжение. Помните метафору «Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус»?
В период пандемии можно прогнозировать два варианта развития событий у пациентов с ОКР. Все зависит от ресурса. Если его хватает на трансформацию тревоги в какое-то действие – симптом навязчивостей будет усиливаться. При полном истощении нервной системы, например, регулярном недосыпании, непосильной работе, в ситуации постоянного стресса – будет откат или торможение психической деятельности, вплоть до полного бездействия и апатии.
Почему у обычных, среднестатистических людей, которые не были чистюлями, вдруг начинает сейчас проявляться ОКР? И они моют, например, с хлоркой все двери? А задайте себе вопрос, можно ли «заразиться» схожими с ОКР симптомами на фоне пандемии, превратив квартиру в прачечную или клининг–хаос? Вполне.
Есть типы личностей, например, истероиды или особо мнительные, которые в подобных обстоятельствах массового психоза не находят себе места. То есть вполне здоровые люди, которые начинают что-то постоянно мыть, протирать и дезинфицировать, подгоняемые стадным чувством страха смерти.
Норма – это адекватное поведение, соответствующее требованиям реальности. Но как можно адаптироваться к реальности и выжить, когда с каждого угла (ВОЗ, СМИ) звучат призывы почаще мыть руки, иначе велика угроза заражения?
Люди боятся за себя и за своих близких, и это нормально. Ими правит стадное чувство – когда все окружающие это делают (скупают туалетную бумагу, обеззараживают предметы частого использования и так далее), и кажется, что если они этого не сделают, случится трагедия или что-то непоправимое.
Человек, попадая в травматическую ситуацию, схожую с его плохо осознаваемой детской травмой, переполненный высокой тревогой, не способен контролировать себя – то есть он не может сосчитать, сколько раз уже протер дверные ручки и какой объем хлорки вылил в таз. Ему так страшно, что он «вылетает» из реальности. Это значит, что какая-то его травмированная часть откликнулась на эту ситуацию. И он смотрит на происходящее глазами перепуганного маленького ребенка.
В ходе последних событий у людей усилилась чрезмерная фиксация на страхах, особенно у тревожно-мнительных невротиков и ипохондриков. Здоровые люди стали чаще мыть руки, а пациенты с ОКР – еще чаще. Ритуал совершается для того, чтобы защитить себя и обезопасить. Ведь эти люди безоружные. Их страдания непереносимы, но им реально страшно говорить и обращаться за помощью, поскольку стыдно прослыть неадекватными. Вдруг кто-то узнает об их тайне? По их мнению, тогда ритуал потеряет силу – и неизбежно наступит смерть. Но, думаю, многие ОКР-щики сейчас должны испытать облегчение: не я один такой ненормальный мою руки, а весь мир».