Многодетные Балашихи на самоизоляции: «Пора проводить обряд экзорцизма!»
Режим обязательной самоизоляции, который продолжается в России уже три недели, многих сводит с ума. Постоянно сидеть дома – серьезный стресс и настоящее испытание на прочность. И сложнее всего, конечно, приходится многодетным. Как семьи с тремя и более детей выживают в четырех стенах, читайте в материале «РИАМО в Балашихе».
Разговор о пандемии: как говорить с детьми и подростками о коронавирусе>>
Ангелина, мать четырех детей:
Старший сын у нас уже взрослый, учится в институте на втором курсе. Но с братьями и сестрами, которым 11 лет, 6 лет и 3 года, он не помогает. Закроется в своей комнате, сидит за компьютером, прошмыгнет на кухню, возьмет еду – и снова в комнате запрется.
Меня это очень обижает. Мог бы иногда и с младшими поиграть, раз в неделю посуду помыть, помочь сестре-пятикласснице с уроками. Но нет, будто просто сосед: сам по себе. Когда начинаю высказывать эти мысли вслух, муж злится – мол, сами такого воспитали. А мне обидно! Я ухожу в туалет, закрываюсь там и плачу.
И что, думаете, удается мне это – поплакать в туалете вдоволь? Нет! Потому что младшая дочка, которой три годика, оказывается тут как тут. Либо песни мне поет под дверью, либо стихи сочиняет в духе «Мама, туда-сюда, туда-сюда, сюда-сюда, иди сюда, свари мне борщ, туда-сюда». Честно, мне уже хочется выть на луну!
С дочкой-пятиклассницей уроки делает муж. Они начинают утром и заканчивают вечером, и я не преувеличиваю. С утра дистанционные уроки, причем почти каждый день сразу после урока дается 3-5 минут, чтобы родители успели сфоткать работу и отправить учителю через Whatsapp. Иначе считают, что родители делают за детей или последние просто списывают готовые ответы в интернете.
Домашние задания после классной работы тоже никто не отменял. Так что у мужа за две недели дистанционки прибавилось седых волос. Он, конечно, храбрится, отшучивается, но я вижу, что нервы его на пределе, что его надолго не хватит.
Знаете, раньше я любила поныть окружающим, как тяжела жизнь многодетной мамы. За старшего переживаю – поел ли, шапку надел, доехал до учебы нормально? Дочку заплести, одеть, портфель проверить, в школу отправить. Младших развести по детским садам – мне казалось катастрофой, что они ходят в разные детские сады. А потом еще кружки, секции, обед приготовить, ужин... Ох, тяжело-то как!
Сейчас я многое переосмыслила, поняла, какой прекрасной была моя жизнь – всегда в движении, в тонусе, каждый ребенок занят своими делами, и у нас с мужем даже оставалось время для себя.
Если меня сейчас спросят, что такое ад, я отвечу без сомнений – это когда четверо детей безвылазно сидят в квартире! Если эту обязательную самоизоляцию продлят еще хоть на одну неделю, я не выдержу – у меня случится нервный срыв.
Олеся, мать троих детей:
Муж продолжает работать: уходит в 6 утра, возвращается в 8 вечера. И весь день я одна с сыновьями, которым 9 лет, 7 лет и 4 года.
Первую неделю я выла – вот именно так. Не плакала и не рыдала, а выла. Мальчики постоянно дрались, ругались, кусались. Но не потому, что они плохие и невоспитанные. Я знаю, что на самом деле они очень вежливые, тихие, миролюбивые. Но ведь детям так трудно быть запертыми в четырех стенах!
Естественно, начались претензии друг к другу: «Ты взял мое печенье!», «Ты украл мою ручку!». А больше всего доставалось младшему сыну – он везде лезет, мешает братьям делать уроки, они на него орут, выгоняют из комнаты, он рыдает, жалуется... Дурдом!
Каждую свободную от дистанционной учебы минуту я слышала только одно: «Мама, а можно поиграть в телефоне?». И начинались торги – нет, нельзя. А 15 минут? Нет, нельзя. Я только пять минут, на сообщение отвечу? Нет, нельзя! Я только в переводчике посмотрю, как слово пишется? Все, не выдержала – «Делайте что хотите, только ко мне не лезьте!»
Да, я сломалась. Теперь мои дети либо делают уроки, либо сидят в телефонах. А младший – за телевизором. И знаете, так тихо стало в квартире, если и переругиваются, то изредка. Конечно, меня грызет совесть, в мозгу бьется мысль, что так нельзя, что я плохая мать, что нарушила свой же принцип – что дети в телефонах сидят 15 минут в день, не больше. А теперь они по четыре часа играют, смотрят дурацкие ролики.
Муж заикнулся о том, что я неправа, что дети за время самоизоляции с телефонами совсем деградируют. Я на него так посмотрела, таким звериным взглядом, что он замолчал. Больше этот вопрос не поднимает.
Каждый выживает как может. Потом я, конечно, буду расхлебывать кашу, которую сама же заварила. Но сейчас это реально единственный выход из ситуации. Потому что выбор у меня трудный: самой сойти с ума, позволить детям убить друг друга или просто дать им провести пару недель, залипая в телефон.
Без паники! Психологи о том, как справиться с тревогой из‑за коронавируса>>
Ирина, мать троих детей:
Детей у нас трое: Алине 5 лет, Мише 3 года, а Матвею только 3 месяца. Мы с мужем сразу договорились, что раз уж он сидит дома – их офис полностью распустили, – то все домашние обязанности мы делим пополам.
Сложно, трудно. Но считаю, что лучше это время пересидеть, перетерпеть – для своего же блага! А людей, которым на все начихать, которые с детьми гуляют по площадкам, я просто не понимаю: неужели они не боятся заразиться коронавирусом, не боятся умереть?
Мы с мужем составили новый режим дня и стараемся строго ему следовать. Раз в день гуляем с детьми на балконе – именно так я это называю. Детям такая игра нравится – мы надеваем верхнюю одежду, выходим на балкон, садимся кто куда, смотрим в окно. Гуляем, одним словом.
Со сном Матвея были сложности. Раньше он прекрасно спал в коляске: только выезжаем на улицу – он уже посапывает, возвращаемся домой – просыпается. Видимо, его убаюкивало движение, покачивание коляски. На балконе у нас не разбежаться, места мало, с коляской не походишь. Матвей сперва не спал, капризничал, плакал. Помучились, пока он не привык.
Алину с Мишей развлекаем как можем: настольные игры, пластилин, рисунки, прятки, догонялки. Муж подписан в социальных сетях на детских психологов, которые сейчас дают советы, как разнообразить жизнь ребенка на самоизоляции. Мы им следуем: то вместе печенье печем, то готовим кукольное представление. Выкручиваемся, одним словом.
Днем мы с мужем сохраняем спокойствие и равновесие – улыбаемся, играем с детьми, вежливо общаемся друг с другом. А когда дети засыпают, негативные эмоции выходят наружу. А как иначе? Мы же не святые – устали уже и друг от друга, и от детей.
Лично я мечтаю об одном – чтобы у меня появился хотя бы один час тишины в день. Но сейчас это недоступная роскошь.
«Швыряла ребенка со всей силы»: женщины про чувства, о которых принято молчать>>
Кристина, мать троих детей:
Я люблю своих детей больше жизни, но иногда мне кажется, что в них вселился дьявол. И надо либо проводить обряд экзорцизма, либо просто закрыть их в комнате – и пусть сами поубивают друг друга. Шутка, конечно. Но в каждой шутке есть доля правды.
Муж участия в воспитании детей не принимает. Да его и не бывает дома сутками, так что его, можно сказать, как бы и нет в принципе. Так что я одна.
Старший сын учится в восьмом классе, постоянно за компьютером – дистанционное образование же у нас теперь. Все сам делает, молодец! Дочка-шестиклассница тоже самостоятельная. И даже младшая дочь – она в четвертом классе – домашку делает сама. Или не делает? Мне уже все равно! Пусть хоть двойки за год выставят детям, я в процесс вмешиваться не буду.
Дети взрослые – у каждого свои друзья, свои интересы. У сына подружка есть, влюблен по уши. То есть каждому нужно личное пространство – помечтать, позвонить другу или подруге… А где его взять-то в двухкомнатной квартире?
Вот и получается, что у всех нервы на пределе. Огрызаются, ругаются, ненавидят друг друга. Вроде утром садимся завтракать – милые дети, шутят, друг за друга горой. А к вечеру всегда одна и та же история.
Нельзя держать людей в клетках, нельзя. Мы все сойдем с ума.