Иеромонах Фотий: «Батюшки – тоже люди, и неважно, выступают они или нет»
В сентябре иеромонах Фотий дал два больших сольных концерта в Балашихе. Он – насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, прославившийся благодаря победе в четвертом сезоне популярного телепроекта «Голос». Корреспондент «РИАМО в Балашихе» пообщался с певцом и узнал о его любимых фильмах, жизни в Германии и планах на будущее.
Фолк‑музыкант Роман Ломов: «Возвращаем веру в русскую культуру»>>
– Отец Фотий, как вас встретила публика в Балашихе? Какие впечатления о городе?
– Это не первое мое выступление здесь – ранее я уже бывал в Балашихе. Впечатления самые положительные, мне очень нравятся туры по Подмосковью. Публика очень радостная, доброжелательная, приветствует по-особому. Есть даже завсегдатаи, которые регулярно посещают концерты, ездят из города в город. В Балашихе я встретил поклонников, которые стараются не пропускать моих концертов.
К сожалению, не хватило времени на экскурсии: около трех часов мы добирались до места, за два часа до концерта начали саундчек и репетицию. Но перед каждой поездкой я стараюсь уделять время изучению истории города. Открываю ту же «Википедию» – смотрю численность населения, этнические данные, достопримечательности.
В Балашихе немало интересного: здесь в свое время творил русский художник Исаак Левитан, жил поэт Андрей Белый, а Железнодорожный отображен в романе Льва Толстого «Анна Каренина».
– Многие считают, что участие в телепроектах платное, в том числе в «Голосе». Это правда?
– Я не буду судить о других проектах, но знаю, что в программе «Голос» никто ничего не платит. Все проходит честно, участников оценивают по таланту.
Сначала отправляется заявка, которую рассматривает специальная комиссия. Продюсеры и музыкальные редакторы внимательно слушают каждую присланную запись. Они как раз и принимают решение – приглашать ли в Останкино на кастинг или нет.
На кастинге из тысячи отбираются сотни, которые потом, вероятно, попадут в проект. В финале проходят слепые прослушивания – зрителям их показывают по телевидению. Если твое исполнение нравится, то наставники поворачиваются к тебе лицом.
Рэпер Кирилл Гетман: «Каждый мой трек – это настроение дня»>>
– Вы чувствуете, что благодаря вам меняется образ священника: он становится современным, продвинутым, более понятным молодежи?
– Я так не думаю, потому что я – скорее исключение. Вот если бы это были десятки поющих, выступающих, гастролирующих, появляющихся на телевидении батюшек, то, может, это и создало бы образ современного священника. Но когда человек приходит в храм, то он видит, что батюшки – такие же люди, и неважно, выступают они или нет.
Священники пропускают через себя очень много человеческих страданий, разных житейских проблем. Они настолько хорошо знают жизнь, что у них нет затуманенного восприятия мира, они без всякой софистики объективно понимают современного человека.
Но в то же время священники приходят домой и решают актуальные для всех вопросы: как накормить семью, как собрать детей в школу и многое другое. Они «питаются» не только Святым Духом.
– Какое-то время вы жили в Германии. Как на вас повлияли годы, проведенные в Европе?
– Это положительный опыт. Я увидел мир, Европу, повидал других людей. Европа – это же сосредоточие культур, и там люди очень цивилизованные, интеллигентные, начитанные. И чисто по-человечески они достаточно вежливые, гуманные, дружелюбные, участливые.
Русскому человеку есть чему поучиться у Запада. Но не стоит, конечно, возводить их в идеал. Понятно, что и им, немцам, есть чему поучиться у русских людей – с нашей широкой душой, без мелочности и педантичности. Нашу культуру там тоже любят и ценят, особенно музыку.
Поэт из Балашихи: «Нужно идти к людям, а не ждать, что они придут сами»>>
– В юности вы мечтали писать музыку для кино. Жива ли еще эта мечта? Какие фильмы вам нравятся?
– Мне нравятся серьезные фильмы с глубоким смыслом, любимый жанр – это драма. Первое что приходит в голову – «Лучшее предложение» режиссера Джузеппе Торнаторе. Мне очень нравится завязка и сюжет, фильм захватывает и погружает в себя. Я люблю как зарубежные, так и отечественные работы, хотя из нашего сейчас мало что можно выделить.
Понравился «Остров» с Петром Мамоновым в главной роли, а также «Монах и бес» – оба фильма на православную тематику. Вообще, данное направление – это сложный жанр. К работе над ним нужно подходить очень тонко.
Очень хорошо, что в фильмах про веру присутствует юмор, причем достаточно необидный, смягчающий углы. Это важно, чтобы зрители понимали: православные – веселые люди, а не какие-то маргиналы, ушедшие в подполье. Конечно, есть и аскеты, но это совершенно другой мир – не зря о них потом пишут Жития, причисляют к Лику Святых.
Моя мечта потихоньку успокаивается. Но когда перестаешь о чем-то сильно мечтать, то это сбывается, со мной не раз происходило подобное. Мне кажется, так и произойдет – я больше не захочу писать музыку, но подвернется хороший случай.
– Ждать ли вашим поклонникам совместных работ с другими артистами?
– В принципе, я готов к такому, но это зависит не от меня. Я никогда не буду навязываться, не люблю этого. Но если какие-то известные певцы пригласят меня для дуэта, то я соглашусь, мне будет приятно.