Чайлдфри из Балашихи: «Это осознанный выбор, не нужно нас переубеждать»
Чайлдфри сознательно и принципиально не хотят иметь детей. Казалось бы, каждый имеет право строить свою жизнь так, как считает нужным, однако общество крайне негативно относится к таким людям. Почему чайлдфри выбрали эту жизненную позицию и с какими проблемами они сталкиваются? Ответы на эти вопросы корреспондент «РИАМО в Балашихе» узнала из первых рук.
Бодипозитив, феминизм, «плюс‑сайз» и крайности: мнение психолога>>
Мария, 34 года:
В юности о детях я просто не задумывалась, было некогда – училась, потом устроилась в солидную международную компанию, начала расти по карьерной лестнице. Занималась своими делами и была, в принципе, абсолютно счастлива.
Но лет так с 23 родители и родные стали атаковать меня вопросами о том, когда я уже, наконец, выйду замуж. Тогда я впервые задумалась и поняла: я не хочу замуж и детей тоже не хочу. От слова «совсем». Быт, семейные ссоры, которых не избежать, пеленки-распашонки, сопли, подгузники. А потом детские сады, школы. Даже мысли об этом вызывают у меня отвращение.
Как-то имела неосторожность заявить о своей позиции родителям. Был неимоверный скандал! Как только меня не назвали – и «бракованной», и «недоделанной». Мать была готова от меня отказаться.
Я ее отчасти понимаю – она росла во времена СССР, где рождение ребенка было главным достижением в жизни. Но лично я считаю, что это вовсе не подвиг. Что, об этом в резюме можно написать? Или хвастаться налево и направо?
Скандал с родителями я «замяла», но осталась при своем мнении. И дело не в том, что я не прокормлю ребенка или не смогу взять ответственность за кого-то, кроме себя. И уж точно моя позиция никак не связана с ненавистью к детям. У многих моих подруг есть дети, я не «таю» от них и не впадаю в дикий восторг, но если надо – и посижу с ними часик-другой, и в цирк свожу. То есть я нормально взаимодействую с чужими детьми. Но своих не хочу.
Меня никто не понимает. Друзья просто не заговаривают со мной на эту тему. А вот родные до сих пор, спустя 10 лет, не оставляют меня в покое. Мама, естественно, растрепала всем родственникам о том, что я чайлдфри.
Каждый месяц мне звонит то тетка, то бабушка двоюродная, то какой-нибудь троюродный брат из Ижевска, которого я ни разу в жизни не видела. Сначала потреплются о жизни, о том – о сем, а потом начинается... «Мужика у тебя нормального нет, потому и рожать не хочешь!» «Потом пожалеешь, а поздно будет!» Даже говорить об этом противно. Люди, отстаньте уже от меня! Не хочу детей – и это моя позиция!
«Яжемать» − новый вид человека или просто несчастная женщина?>>
Ирина, 28 лет:
Я чайлдфри. Мне ненавистна сама мысль о том, что во мне появится зародыш, что я перестану контролировать свое тело. А процесс родов? Мне кажется, отвратительнее этого трудно что-то представить. Разве что грудь, которая после кормления будет «показывать на полшестого».
Мне кажется, в нашем обществе существует какой-то культ детей. Весь мир должен крутиться вокруг них. А мне вот не нравится, когда коллеги приводят на работу своих «спиногрызов». Почему я должна терпеть их? Они создают много шума, суеты. А у моих коллег-женщин «срывает крышу»: ми-ми-ми, какие чудесные малыши, хотите конфетку, а покривляться на кожаном кресле, а порисовать на бумагах, над которыми тетя Ира всю ночь трудилась? Ужас!
Больше всего выводит из себя культ детей в аэропортах, самолетах, ресторанах. Разве это место для них? Лично я во время перелета хочу нормально поспать, отдохнуть – часто езжу по командировкам, иногда сразу после полета еду на работу. А дети орут, плачут, бегают по салону самолета, хотя это противоречит всем правилам безопасности.
Пусть в глазах других я стерва, мне наплевать. Но если мне не нравится, что рядом орет ребенок, молчать я не буду.
Как общество относится к моей позиции? Очевидно, меня ненавидят, а то и проклинают. Самые смелые, в том числе мои коллеги, иногда учат жизни и читают нотации о том, что дети – это цветы жизни, что в старости я сильно пожалею, что умру в одиночестве и всякий подобный бред. А я всегда отвечаю, что моя матка – мое дело, и никто не переубедит меня в моей позиции. Как правило, на этом заявлении люди сразу замолкают и перестают спорить.
Декретные папы: «Вот это ад! Лучше бы в Сибири лес рубил»>>
Ксения, 42 года:
Каждый сам выбирает, как ему жить. Я не спрашиваю у женщин, которые родили троих детей: «Вы что, дуры? В стране кризис, какие дети?» А вот меня дурой называют. И еще «конченой», сумасшедшей, эгоистичной, дефектной.
Я реально не понимаю – за что меня оскорблять? За то, что я взрослый человек и осознанно сделала свой выбор? Такое ощущение, что если бы я родила ребенка и сразу же в роддоме отказалась от него, то люди были бы ко мне снисходительнее.
Самое неприятное – когда люди узнают мой возраст. То есть в 30 лет мне говорили: «Еще перебесишься, родишь». А сейчас качают головой: «Старая дура, свой шанс упустила, в старости некому будет стакан воды подать». А я человек неконфликтный, чаще отмалчиваюсь или просто ухожу от разговора. Неприятно, конечно, но уже привыкла.
Главное, что меня поддерживает мой любимый мужчина. С первым мужем я развелась из-за его измен. Когда начала встречаться со вторым будущим мужем, сразу заявила – я чайлдфри, детей рожать не хочу и не буду. Тогда он мою позицию принял, а к 35 годам у него, видимо, случился кризис среднего возраста. «В чем тогда смысл жизни? Неужели у моего рода не будет продолжения?» – эти вопросы я стала слышать слишком часто. Конечно, начались конфликты. Ругались как собаки каждый день и в итоге развелись. Сейчас я живу с мужчиной, который полностью разделяет мою позицию. У него есть взрослая дочь от первого брака, больше детей он не хочет.
Заметила весьма интересную вещь. Когда в моем окружении узнают, что я чайлдфри, начинают искать причины моего выбора. То есть люди уверены, что я не хочу детей по какой-то причине. Придумывают всякое, часто про мужчин: «Небось мужик-то твой ненадежный, денег не зарабатывает, а то и бьет – как от такого рожать?» Некоторые отмалчиваются, делают какой-то свой вывод и предлагают: «Так усыновить же можно, сколько сироток маму свою ждут!» Но у меня проблем по женской части нет – я абсолютно здорова, могу беременеть и рожать.
И, конечно, классика жанра: «Ты же женщина, рожать – твой долг!» Долг перед кем? Родителями, государством, ЖКХ?
Даже не знаю, когда в нашем обществе поймут, что чайлдфри – это не прокаженные и не предатели родины. Бесплодных людей ведь не называют фальшивыми, так почему к нам такое отношение?