Арт‑Балашиха: как в Янтарном появились граффити поэтов
В городских пабликах в соцсетях бурно обсуждают граффити, появившиеся на бойлерных подстанциях микрорайона Янтарный. Портреты Пушкина, Маяковского и Есенина вызвали восторг у местных жителей. Но есть и сомнения: а вдруг городская администрация «выявит» автора и накажет его за несанкционированное творчество? Корреспондент «РИАМО в Балашихе» нашла художника «поэтических» шедевров – им оказался 25-летний Никита, основатель движения Crartex.
Граффити Балашихи: история России и фестиваль молодежи>>
– Никита, для начала успокойте неравнодушных жителей города: ваши рисунки были согласованы или вас могут за них наказать?
– Во-первых, всем спасибо за беспокойство. Во-вторых, спешу всех успокоить: проект курирует «Строй Ресурс» – компания, которая официально занимается художественным оформлением и облагораживанием бойлерных подстанций во всем Подмосковье. Соответственно, граффити были согласованы с администрацией Балашихи, как и эскизы рисунков.
– Кому принадлежит идея граффити? Почему именно поэты? И почему Пушкин, Маяковский и Есенин?
– Аудитория наших рисунков очень большая и разная: и малыши, которые гуляют с мамами, и пожилые люди, и школьники. Одним словом – все жители микрорайона, без исключения.
Именно поэтому хотелось нарисовать что-то важное, глобальное. Так, чтобы взрослые люди улыбнулись, а дети усвоили какой-то урок.
Ведь не секрет, что многие школьники и понятия не имеют, как выглядит Пушкин. Надеюсь, мы внесем свою лепту и поможем исправить эту оплошность.
Школы искусств в Балашихе: от фотокамер до рукоделия>>
– Я была убеждена, что граффити – это 100% импровизация. Оказывается, такое мнение ошибочно?
– Художники граффити действительно часто импровизируют – рисуют по настроению. Но когда речь идет о государственных объектах, то места для импровизации не остается. Все серьезно: художник рисует эскизы, согласовывает с властями, и только после этого можно приступать к работе.
– Если рисовать портреты на холсте размером со стену бойлерной маслом или акварелью, уйдут, наверное, месяцы. Как быстро вы закончили свою работу?
– Объясню. Художник использует кисти, и самая широкая из них – это один сантиметр. А у аэрозольного баллона есть разные насадки. Например, для фона используется десятисантиметровая. Разница очевидна!
Сначала мы готовимся к работе. В этот процесс, кстати, входит и «обертывание» стоящих рядом автомобилей – накрываем их пленкой, чтобы защитить от краски. Потом «катаем» фон, а затем приступаем непосредственно к рисованию.
На граффити с изображением поэтов ушло два с половиной дня.
Выставка наивного искусства в Балашихе>>
– За это время к вам подходили местные жители, интересовались процессом?
– Любопытствующих было много, человек тридцать. Фотографировали, делали селфи, расспрашивали. В целом все были очень доброжелательны.
По опыту могу сказать, что 95% людей, которые видят достойное граффити, высказывают восхищение. А оставшиеся 5% всегда недовольны. Их бы устроила и кирпичная стена. Но я понимаю, что эти люди до сих пор как бы живут в Советском Союзе – им хочется, чтобы все и везде было одинаково: не хуже, но и не лучше.
Дворы Железнодорожного: сказочные персонажи, граффити и клоуны>>
– Бойлерные в Янтарном – ваша единственная работа в Балашихе?
– Нет, не единственная. В микрорайоне 1 Мая оформил две бойлерных подстанции. На одной изобразил аквариум с рыбами, а на второй недавно, в преддверии Дня Победы, нарисовал тематическое граффити. Все как полагается: идущий в бой солдат, красная звезда, георгиевская лента.
В микрорайоне Авиаторов вместе с моими коллегами-художниками оформили около 15 бойлерных подстанций. Рисовали разные граффити – на тему природы, электричества, космоса.
«Срок годности» граффити в среднем 6-7 лет. Под солнцем работы чуть выцветут, но я рад, что они долгие годы будут радовать балашихинцев.
Детские кружки и секции в Балашихе: платные и бесплатные>>
– Человек, который рисует граффити, – это профессиональный художник?
– Не всегда. Лично у меня нет художественного образования. Я с детства любил рисовать, но не акварелью или маслом, а аэрозольной краской. Рисовать стилизованные граффити-буквы мне нравилось гораздо больше. А когда накапливается опыт, можно и большие портреты рисовать, и пейзажи, и в принципе все, что душе угодно.
– Тем не менее: если человек не умеет рисовать, разве он сможет освоить граффити, пусть и под руководством опытного учителя?
– Талант – это замечательно. Но при желании и без него можно развить навыки рисования. Главное, чтобы был вкус. Умение сочетать цвета – вот что необходимо в нашем деле.
Художник Антон Кочубеев про зомбоящик и VR‑игры>>
– Лет 10 лет назад граффити-художников считали вандалами, правоохранительные органы их даже «отлавливали». Вы проходили через подобное?
– К сожалению, да. Куда тебе идти, когда ты только учишься, набиваешь руку? Естественно, ищешь заброшенное здание, гараж – тебе и самому не очень приятно, что люди увидят твои первые каляки-маляки. Но все равно тебя обзывают вандалом, на тебя жалуются властям, ты вечно прячешься и озираешься по сторонам. Рисовать без всеобщего одобрения – это то, с чего начинается граффити-карьера.
– А специальные зоны для граффити в Москве и Подмосковье?
– В том и проблема – таких площадок нет. По крайней мере, официальных. Иногда проводят фестивали граффити, но для участия в них нужно пройти отборочный этап, показать уже сделанные работы. А где их взять? Ответ выше. Соответственно, на фестивали не допускают юных художников. Вот они и «мыкаются» по заброшкам.
Вывод такой: прежде чем писать портреты Пушкина и Маяковского, ты вынужден где-то рисовать нелегально. Поэтому на каждом художнике всегда висит маленький грешок. Но все меняется – ты растешь, нарабатываешь «скилл» и со временем можешь рисовать на законных основаниях.
Нам бы открыть 7-10 локаций в Москве и Подмосковье – таких мест, где каждый желающий мог бы осваивать азы граффити. Тогда все изменится! И каждый недовольный житель мог бы вполне обоснованно критиковать граффиста, который рисует на стене дома, когда он должен делать это на специальной площадке.
Лично я призываю быть терпимее к начинающим граффити-художникам. Человек, который выставляет свой рисунок на всеобщее обозрение, не подразумевает что-то плохое. Напротив, он делится с миром своими мыслями и идеями. Пусть они непонятны и не так красивы, как хотелось бы, но ведь все с чего-то начинают.