Андрей Летов из Jatamansi: «Устали от бешеного ритма жизни? Слушайте ханг»

Андрей Летов из Jatamansi: «Устали от бешеного ритма жизни? Слушайте ханг»
Люди

Музыкант Андрей Летов играет на ханге и хрустальной арфе, выступает в составе группы Jatamansi, ездит с гастролями по стране и дает уроки в московской «Школе Живого Звука». Недавно мультиинстурменталист переехал в Балашиху, где уже успел дать концерт. Андрей рассказал «РИАМО в Балашихе» об особенностях ханга и хрустальной арфы и о том, кто может научиться играть на них.

Художник и музыкант Антон Кочубеев про зомбоящик и VR‑игры>>

– С чего началась твоя любовь к музыке?

– Когда мне было семь лет, мне подарили гитару, с этого все и началось. Через пару лет я пошел в музыкальную школу, очень хорошо учился, изучал программу с опережением. Но в итоге бросил ее, потому что там была только классика, и на тот момент мне это было скучно. Дальше я пробовал играть хип-хоп и тяжелую музыку, изучал различные инструменты. В какой-то момент увлекся этническими барабанами.

Лет 10 назад на одной из репетиций мне рассказали про ханг – ударный инструмент из двух соединенных металлических полусфер, который изобрели в 2000 году швейцарские ученые. По интернету я нашел запись выступления австрийского композитора Ману Делаго и «загорелся» хангом.

Фолк‑музыкант Роман Ломов: «Возвращаем веру в русскую культуру»>>

– Правда, что первые ханги было трудно приобрести?

– Это действительно так. Сначала их делали только в Швейцарии, там была целая история: надо было написать создателям ханга письмо от руки, и если ты им понравился, то они могли поставить тебя в очередь, которая длилась 2-3 года.

Сейчас купить ханг проще. Появилось много мастеров, в том числе на территории бывшего СНГ. Выросло и качество звучания. Новый уровень задал мастер из Ленинградской области, поэтому Россию знают все любители ханга. Инструменты такого качества делают только 10% мастеров. Поэтому надо уметь выбирать, ведь некоторые производители говорят, что у них классные инструменты, а на деле эти ханги звучат, как бочка.

Ханги от мастеров из СНГ популярны в других странах, ведь они еще и стоят дешевле. Тем не менее, инструмент дорогой. Если в Швейцарии он стоил 3500 евро, то в России его средняя цена – 1500 евро. Если человек решил купить себе ханг, ему стоит обратиться к музыкантам, которые давно играют, и спросить у них, где взять хороший инструмент.

– Игра на ханге – это чистая импровизация или есть методики?

– Есть определенные методики, которые записал виртуоз Дэвид Кукерман – один из топовых музыкантов, у которого самая классная школа. На ханге можно просто играть медитативную музыку, плавно перебирая по три ноты. Есть перкуссионная игра, где используется много щелчков и ритмических рисунков. Все зависит от желания человека. К примеру, один знает три аккорда и считает, что умеет играть на гитаре, а другой исполняет фламенко – это самый сложный стиль. С хангом то же самое: если человек хочет извлечь звук, то это просто, а сделать композицию уже сложнее.

Иеромонах Фотий: «Батюшки – тоже люди, и неважно, выступают они или нет»>>

– Нужно ли человеку музыкальное образование, чтобы играть на ханге?

– Лично я играю на двух-трех хангах одновременно, чтобы собрать полную гамму и звучать в разных тональностях. Но если играть на одном инструменте, то образование не нужно. Как показывает практика, гораздо важнее желание человека. Ведь часто бывает так, что люди отучились в музыкальной школе, а потом больше никогда не прикасаются к пианино. А есть новаторы, которые нигде не учились, но при этом добились большого успеха. Тем более, сейчас есть интернет – там можно смотреть ролики и повторять за музыкантами.

– Расскажи о другом необычном инструменте – хрустальной арфе.

– Хрустальная арфа – это новый инструмент, который появился после ханга. Она условно называется арфой, потому что изначально ее держали в руках, как арфу. Я держу ее так, что она скорее напоминает гусли.

Музыканты давно изучают звуки кристаллов, хрусталя. Игра на бокалах постепенно трансформировалась в различные настроенные инструменты, в которых заложена определенная гамма. Хрустальная арфа – один из них.

Играть на таких инструментах всегда интересно, так как ты не знаешь конечной цели, можешь экспериментировать. Кто-то играет на хрустальной арфе мокрыми руками, как по бокалу. Я же играю на ней, как на ханге – при помощи постукиваний и ударов. Я хочу перенести метод игры на ханге на хрустальную арфу – это интересный эксперимент.

Рэпер Кирилл Гетман: «Каждый мой трек – это настроение дня»>>

– Как сочетаются ханг и хрустальная арфа? Можно ли миксовать их с другими инструментами?

– Арфа и ханг могут взаимодействовать между собой и с другими инструментами. Давно идут эксперименты, они используются во всех стилях. Их можно услышать у исландской исполнительницы Бьорк, у британского джазового квартета Portico Quartet.

Хрустальная арфа менее популярна, она только начинает свой путь. Сейчас во всем мире более востребован ханг. Мне нравится использовать его в эмбиент-музыке, я даже записал четыре альбома с индийской флейтой бансури. Экспериментирую и с другими инструментами: есть проект с клавишами, бокалами, гитарой. Я пробую работать как сольно, так и с другими музыкантами.

– Что особенного в звучании ханга и хрустальной арфы?

– Многим кажется, что это древневосточные инструменты, а на самом деле они западные и абсолютно новые. Ханг – технологичный и продуманный, хоть он акустический и не подключается к электронике. Из него помимо нот можно извлечь много интересных обертонов.

Игра на ханге успокаивает. Раньше была другая тенденция: музыка как будто разгонялась – пошел рок и электронные стили, темп повышался, чтобы увести человека в какой-то экстаз. Сейчас же музыка идет на замедление: народ уже устал от «прыганий и беганий».

Инструменты типа ханга появились в нужное время, они больше интуитивные. Конечно, на них можно играть поп-музыку на трех нотах, перебирая их между собой. А можно создавать звуковые потоки, уводить слушателей в музыкальное путешествие, где одна композиция может занять целый час. Такая музыка подходит для больших городов, где бешеный ритм жизни и много суеты, она помогает на некоторое время забыть о проблемах и отдохнуть.

Поэт из Балашихи: «Нужно идти к людям, а не ждать, что они придут сами»>>

– Влияет ли пространство на звучание инструментов? Где лучше играть – на природе или в помещении?

– Если сесть в шумном месте, то тебя просто не будет слышно. А где-нибудь в лесу звук начнет расходиться – слушать очень приятно. Я много пробовал играть на улице, одно время очень активно этим занимался. Если играешь в парке, то очень хорошо сливаешься с тишиной. Когда дует ветер, шуршат листья, щебечут птицы, то мелодия становится красивее и эффектнее. Что касается игры в помещении, интересен эффект арки, которая дает необычное звучание.

– Расскажи о своих выступлениях.

– Недавно я выступал в Балашихе. Скоро пройдет несколько концертов: 19 января – в Санкт-Петербурге, 21 января – в Москве, 27 января – в Самаре. Мои выступления проходят постоянно, о них можно узнать на моей странице в соцсети «ВКонтакте».

B‑boy Ekis: «Зарабатывать брейк‑дансом в России сложно, но реально»>>

– Планируешь ли ты обучать игре на ханге жителей Балашихи?

– Я преподаю в Москве, наша «Школа Живого Звука» набирает обороты. Какое-то время я буду проживать в Балашихе, готов проводить дома индивидуальные занятия. Также буду организовывать выступления в городе – по крайней мере, до лета, до отъезда на музыкальные фестивали.