«Таинственный остров» Андрея Белого: как в Кучине появился музей поэта

«Таинственный остров» Андрея Белого: как в Кучине появился музей поэта
Статьи

Красивый деревянный дом с верандой и резными ставнями, поздней весной и летом утопающий в тени деревьев, в начале марта похож на сотни других. Единственное, что выдает его уникальность, – мемориальная табличка с именем Андрея Белого. Корреспондент «РИАМО в Балашихе» посетила дом-музей литературоведа, философа, писателя и поэта Серебряного века и поговорила с его хозяйкой, заведующей структурным подразделением МБУК «Краеведческий музей г. Железнодорожного» Юлией Ермаковой.

Музеи Балашихи: творчество Андрея Белого и династия Рябушинских>>

Первые ростки творчества

Настоящее имя поэта - Борис Бугаев, а Андрей Белый - это псевдоним.

«Он родился в Москве, на Арбате, в доме 55. Тогда это был дом Рахмановых – знаменитой дворянской династии, куда селили семьи профессуры Московского университета. А отец Белого, как известно, был деканом физико-математического факультета», - рассказывает Юлия Ермакова.

В холле музея посетителей встречает портретная галерея – здесь можно увидеть лица тех людей, которые сыграли важную роль в жизни Белого, и которые гостили у него в Кучине.

Среди них – актеры Михаил Чехов и Мария Кнебель, поэт Арсений Тарковский (отец Андрея Тарковского), писательница Ольга Форш и другие.

«Здесь также есть портрет Сергея Михайловича Соловьева, полного тезки своего деда - историка. Андрей Белый и Сергей Михайлович были большими друзьями. Бугаевы жили на третьем этаже дома Рахмановых, а Соловьевы – на втором. Свои первые произведения, написанные в 15 лет, Боря показывал родителям своего друга. Они горячо спорили о творчестве подростка, предрекали ему великое будущее. В 1902 году Боря принес Соловьевым свою вторую «Симфонию». Под ее воздействием и был придуман псевдоним Андрей Белый», - рассказывает Юлия Ермакова.

В Кучино приезжал и Борис Пастернак. Он наблюдал, в каких творческих муках рождаются произведения Белого и сравнил писательский труд своего друга с картошкой: лежит она в погребе долгое время и только в назначенный час начинает прорастать – совсем как Андрей Белый.

Среди портретов особое место занимает близкий друг Андрея Белого – ученый, писатель и поэт Нина Гаген-Торн. Это она после смерти Белого написала: «А был он такой, что вселенную в тонкой держал ладони».

Поэт из Балашихи: «Нужно идти к людям, а не ждать, что они придут сами»>>

Несчастная любовь и отъезд из России

Андрей Белый был страстно влюблен в свою гражданскую жену Асю Тургеневу. Однако отношения разладились, и возлюбленная поэта сообщила о расставании. Это стало страшным ударом для Белого – пытаясь залечить душевные раны, он уехал в Берлин. Там он говорил Марине Цветаевой: «Вы не знаете, как я ее любил, и как она на меня сияла».

В 1922 году Белый получил печальную весть из Москвы: его матушка скончалась. Это стало очередным ударом для поэта, но он не вернулся в Россию. Он продолжал работать, писать, читать лекции, тосковать по Асе и горевать по матери. Все, кто знал и любил Андрея Белого, понимали: Белого надо спасать, его надо вернуть в Москву.

Три дома Белого в Кучине

В этот момент в жизнь Белого врывается Клавдия Николаевна Васильева, с которой он познакомился еще в 1917 году. Клавдия не просто всецело прониклась творчеством Белого, но и испытывала к мужчине земные чувства. Кроме того, Клавдия Николаевна, как и ее будущий муж, была приверженицей антропософии, которая рассматривала человека как космическое явление.

Целый год Клавдия прожила в Берлине, уговаривая Белого вернуться домой, в Москву. И, наконец, 23 октября 1923 года пара покидает Германию и возвращается в Россию.

Родина встречает Белого дружелюбно, однако поэт не может вернуться в дом на Арбате, где прожил все детство и юношество, – родители умерли, и он лишился прав на квартиру. Именно тогда друзья поэта - чета Великановых предлагают ему приехать в Кучино. Что это за место, поэт даже не представлял.

Великанов поселил друга-поэта недалеко от себя, в имении Рябушинских – известных предпринимателей и промышленников. Там Андрей Белый и Клавдия прожили с марта по май 1925 года.

«К сожалению, сейчас этого дома не существует», - говорит Юлия Ермакова.

У поэта была договоренность с Великановым о том, что жилье ему предоставляется временно. И если семье Бугаевых понравится Кучино – им предстоит найти новый дом. Кучино Андрею Белому понравилось, и чета Бугаевых поселилась у Иосифа Левандовского.

Летом 1925 года поэт писал друзьям: «Думаю о зиме, о заготовке дров». Ведь дом Левандовских был дачным, неотапливаемым, а зимы – суровые, снежные. В итоге Бугаевым третий раз пришлось искать жилье в Кучине.

Недалеко от Левандовских жила семья Шиповых, она приютила Андрея и Клавдию на зиму, отдав им в распоряжение часть дома. В нем поэт и его жена прожили 5 с половиной лет.

Именно в этом доме в 2006 году был открыт музей поэта.

Красоты Балашихи: храмы, памятники и фонтаны>>

«Китаец» на таинственном острове

Андрей Белый называл Кучино «своим таинственным островом», а себя – «кучинским отшельником». Однако дачная жизнь Белого была весьма разнообразна, ведь его довольно часто навещали друзья. Собравшись за большим круглым столом, гости обсуждали проблемы антропософии, литературоведения, бурно спорили о проблемах современного общества. Эти посиделки Белый называл «чайными мистериями».

Особую роль в кучинский период жизни Андрея Белого сыграла Елизавета Трофимовна Шипова – хозяйка дома. Она опекала его и называла поэта «наше светило», таким образом выражая свое отношение к интеллигенции прошлого века.

Ведь гениальный поэт был совершенно неприспособленным к жизни человеком. Даже туфли не мог зашнуровать – это для него было настоящей проблемой.

Хозяйка дома готовила для Бугаевых завтраки, обеды и ужины, варила вишневое варенье и подавала самовар. В свою очередь Белый помогал Шиповым по хозяйству – носил воду из колодца, колол дрова, зимой расчищал дорожки от снега. Они даже спорили с Шиповым на эту тему. Поэт сгребал снег к дому, убеждая, что так будет теплее, а Шипов – от дома, уверяя, что от снега дом скорее сгниет.

Жители Кучино относились к Андрею Белому с особым интересом, и даже трепетом. Был такой интересный случай: какая-то женщина приехала из Москвы к Клавдии Николаевне. Заблудилась и спросила прохожего: «Где здесь дама живет, не такая, как другие?» Мужчина выдал в ответ: «Знаю ее, она живет с китайцем».

«Китайцем оказался Андрей Белый. Почему такая странная ассоциация? Вероятно, потому что поэт бывал в Европе, и в его внешнем виде всегда было что-то особенное. Например, летом он носил шорты с гольфами. Кто в начале прошлого века так ходил, с голыми коленками? Еще широкополая шляпа и рубаха свободного кроя. Невероятное зрелище!» - объясняет экскурсовод.

Усадьба Горенки в Балашихе: колоннада и искусственный грот>>

Кучинский откос и творческий процесс

Андрей Белый часто выходил встречать гостей из Москвы на железнодорожный откос. Тогда поезда были редкими, а потому поэт часами гулял на свежем воздухе и наслаждался тишиной. Именно в такие моменты рождались его стихи и проза.

«Белый очень трепетно относился к природе, любил окружающий мир. В какой-то момент он стал увлеченно собирать гербарии – но не обычным способом, а научным. Поэт выделял листья по форме, виду, размеру», - говорит Юлия Ермакова.

Гербарии сохранить не удалось. Часть своих творений Белый сжег сам -  пролежав в альбоме, они потеряли свой первозданный вид. Оставшиеся гербарии уничтожило время.

Как писала друзьям Клавдия – гербарии не просто мимолетное увлечение поэта, они упорядочивали его мысли.

Работать Белый любил ночью, на веранде. Причем не за столом – он предпочитал ходить по комнате или стоять. Листы, ручки и два стакана горячего чая в подстаканниках были самыми важными атрибутами писательского труда.

Кучинский период жизни Андрея Белого был очень насыщен – здесь он переработал два сборника стихов, написал десятки статей и стихов, закончил работу над романом «Москва».

Усадьба Пехра-Яковлевское: господский дом, сфинксы и колоннада>>

Памятник Белому

Из Кучина Андрей и Клавдия уехали в 1931 году. Спустя три года поэт умер на руках своей жены от инсульта, полученного вследствие солнечного удара.

В 2015 году, к 135-летию со дня рождения поэта, в Кучине был установлен памятник. Место было выбрано не случайно – именно здесь Андрей Белый гулял, размышляя о своем творчестве. Здесь же он встречал и провожал друзей, собирал листья для гербариев и любовался на «свою дачку», которую любил всей душой.

Адрес музея: г. Балашиха, мкрн. Кучино, ул. Пушкинская, д.48а (5 минут ходьбы от станции «Кучино» по направлению к Москве)

Время работы: среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье с 10.00 до 17.00.