Разговор о пандемии: как говорить с детьми и подростками о коронавирусе

27 марта в 17:10 Обновлено 27 марта в 18:05
© pixabay.com,  Pexels

Пандемия коронавируса – самая обсуждаемая тема в обществе, она прямо или косвенно затронула каждую семью в России. Неудивительно, что и дети, глядя на взрослых, начинают испытывать страх перед происходящим. Как деликатно рассказать ребенку о коронавирусе и успокоить его, как обсуждать новости с подростком, порталу «РИАМО в Балашихе» рассказала психолог Надежда Двоскина.

Без паники! Психологи о том, как справиться с тревогой из‑за коронавируса>>

Не нужно драматизировать

©  Giphy.com

Дети боятся не коронавируса, а неизвестности – в этом убеждены психологи. Именно поэтому они рекомендуют обсуждать с ребенком то, что происходит в обществе – однако с учетом его возраста и без лишнего драматизма.

Как «не перегореть» во время подготовки к ЕГЭ: советы психолога

«Если мы говорим о дошкольниках и младших школьниках, то им в первую очередь имеет смысл объяснить необходимость внезапных изменений, которые произошли в привычной жизни. Почему они не ходят в детский сад и школу? Почему пришлось уехать в другое место – например, в загородный дом? По какой причине родители не могут поехать с ними в развлекательный центр на выходных? Почему отменяются мероприятия? Почему важно мыть руки и зачем носить маски? Обсудите эти вопросы, это важно» – говорит психолог Надежда Двоскина.

По ее словам, диалог с ребенком должен быть простым, ясным и исчерпывающим. Но не нужно углубляться в пугающие детали – не стоит говорить о количестве погибших от вируса, о скорости распространения заболевания, об отсутствии специфического лечения. То есть вполне достаточно объяснить малышу, что сейчас люди стараются не заболеть, соблюдая определенные меры профилактики.

«Конечно, всю эту информацию ребенок может узнать и сам – из новостей, соцсетей. У него возникнут вопросы, а потому родителям стоит быть готовыми ответить на них – честно, но опять же без трагизма. Да, конечно, пока что не от всех болезней есть лекарства, зато сейчас медицина довольно развитая, люди знают, как защищаться от инфекций, а ученые постоянно разрабатывают новые лекарства и способы лечения. И в этой ситуации важно самим быть ответственными и заботиться о своем здоровье», – говорит Двоскина.

Главное из обращения Путина по коронавирусу>>

В игровой форме

© pixabay.com,  _Alicja_

Что касается правил безопасности: безусловно, нужно использовать каждую возможность для того, чтобы напомнить ребенку о регулярном мытье рук. Однако не стоит запугивать его страшилками!

Меры безопасности, которые рекомендует соблюдать Роспотребнадзор, можно перевести в плоскость игры. Например, выходя на улицу в медицинской маске, предложить ребенку представить, что он – агент 007 на важном задании, а процесс мытья рук превратить в танцевально-музыкальный конкурс талантов.

Ребенку также необходимо не просто объяснить, но и показать, как прикрываться локтем во время чихания, как нажать на кнопку лифта, не прикасаясь к ней пальцами, какую дистанцию с людьми нужно соблюдать. Чем чаще вы будете это повторять, тем лучше малыш усвоит информацию, отмечает психолог.

50 оттенков паники: жители про ажиотаж вокруг гречки и туалетной бумаги>>

Диалог с подростком

© pixabay.com,  sweetlouise

С подростками все сложнее. Они уже не малыши – играми их не увлечешь. И они сами читают новости в интернете, анализируют информацию, делают выводы о происходящем в мире.

Детское ожирение: причины, опасность и советы диетолога

Однако, по словам психолога, обособленность подростка, его стремление к самостоятельности вовсе не говорят о том, что ему не нужна помощь и поддержка взрослых, особенно в условиях стресса. А стресс сейчас испытывают все – из-за угрозы здоровью, непредсказуемости ситуации, обилия пугающих новостей.

«Значимость разговора с подростком просто неоценима. В диалоге с ним особую роль играет уважительный тон, уважение к нему. Это важно в разговоре с ребенком любого возраста, но подростки особенно чутки к тону, с которым к ним обращаются взрослые», – поясняет психолог.

И советует: говоря с подростком, учитывайте и то, что он жаждет самостоятельности, и то, что ему все-таки нужна опора, поддержка со стороны взрослого. Это непростой баланс, но справиться можно.

«В беседе с подростком доступно более серьезное и глубокое обсуждение ситуации: и что происходит в мире, и смертность, и важность принимаемых мер. Главное – сами при этом не поддавайтесь панике, постарайтесь быть эмоциональной опорой своим детям», – говорит Двоскина.

Взгляд врача: коронавирус, эпидбригады, тревожные симптомы, профилактика>>

Не блокировать чувства

©  Gifer.com

Психолог объясняет, что в разговоре и с малышами, и с подростками важно дать им возможность выразить чувства, даже самые негативные и сложные. И ни в коем случае не обесценивайте и не «блокируйте» их.

«Ребенок точно так же, как и взрослый, может испытывать страх и злость, быть недовольным ситуацией и растерянным. Важно выслушать его, а при необходимости помочь подобрать слова для выражения чувств. Затем следует сказать, что понимаете его, что сложившаяся ситуация действительно может вызвать очень много таких чувств, и это нормально», – отмечает Двоскина.

Коронавирус в России. Ежедневные сводки>>

«Мама, мы все умрем?»

©  Pixabay

Ребенка пугают пустые полки в магазинах, люди в масках и респираторах, разговоры родителей, которые он услышал краем уха – о том, что скоро будет сложно выплачивать кредит, что гречка взлетела в цене, что знакомый закрывает свою кофейню, так как ему нечем платить зарплату сотрудникам. Ребенок может поддаться панике.

Тварь дрожащая или права имеешь? Викторина

«Если родитель видит, что ребенок боится ситуации, то, как и в другом случае, связанном со страхом, следует его успокоить, стать опорой и защитой. Для этого взрослому сначала необходимо справиться со своими негативными эмоциями и получить ответы на волнующие его бытовые вопросы. Зачем он закупает гречку – или почему не закупает? Что делать, если не выплатят зарплату? Как платить за ипотеку в следующем месяце? Если эти ответы есть, то озвучить их в доступной ребенку форме не составит труда», – говорит психолог.

По этому же принципу можно отвечать на детские вопросы, связанные со смертью от коронавируса. Так, если родитель эмоционально стабилен и не паникует, то и его доводы для успокоения ребенка будут звучать убедительно. Причем это могут быть самые разные доводы: от статистических данных до религиозных убеждений – кому что ближе.

«Если же родитель сам панически боится смерти, то ребенок все равно будет «считывать» это и сам паниковать. Поэтому первое правило – разобраться со своим эмоциональным состоянием», – рекомендует психолог.

Нет карты? Иди пешком: из‑за коронавируса в транспорте не принимают наличные>>

Жизнь в самоизоляции

© flickr.com,  Jessica Follow

Садик, школа, кружки, секции, репетиторы – бурная жизнь, в которой все было расписано по минутам, сменилась на изоляцию дома. Естественно, детям трудно справиться с новыми реалиями. Однако и в этой ситуации поведение ребенка будет отражать поведение родителей – если они паникуют, расстраиваются, впадают в отчаянье, то аналогичная реакция последует и от ребенка.

День без интернета: отличная идея или кошмар современного человека?

«Изоляция не окажет на ребенка негативного влияния, если его родители будут сохранять здравомыслие, будут адекватны и эмоционально стабильны», – уверена Двоскина.

И отмечает: чтобы этот непростой период протекал более легко, родителям стоит приложить некоторые усилия и фантазию.

«Можно, например, организовывать онлайн-встречи с друзьями ребенка и даже устраивать праздники в формате видеоконференций. Есть довольно много интересных образовательных программ, можно найти совместные занятия для всей семьи. Словом, нужно постараться сделать эту ситуацию максимально приятной и интересной», – резюмирует психолог.