«Боюсь выйти на улицу!»: как вернуться к привычной жизни после самоизоляции

«Боюсь выйти на улицу!»: как вернуться к привычной жизни после самоизоляции
Статьи

Эпидемия коронавируса идет на спад, ограничительные меры постепенно снимают. Так, уже разрешено гулять в парках, заниматься спортом на свежем воздухе, посещать парикмахерские и непродовольственные магазины. Почему же одни люди быстро и с удовольствием возвращаются к привычной «докарантинной» жизни, а другие продолжают сидеть в квартирах, боясь выйти на улицу? Об этом «РИАМО в Балашихе» рассказал психолог, психоаналитический психотерапевт Дмитрий Басов.

Пляжный сезон после эпидемии: береговые зоны в Балашихе и запрет на купание>>

Причины страха

Семья Красиковых очень четко следовала советам Роспотребнадзора: мама, папа и двое малолетних детей два месяца сидели дома. Продукты и другие необходимые вещи заказывали исключительно в интернет-магазинах. Свежим воздухом дышали на балконе. На улицу выходил только глава семейства – до ближайшей аптеки и обратно.

«Мы все бледнющие! Синяки под глазами не скрыть даже толстым слоем тонального крема. Но на улицу выйти и погулять с дочками боимся. Я с ужасом наблюдаю из окна за мамочками, которые вальяжно разгуливают с малышами по скверу. Не знаю, через сколько времени я смогу на такое решиться», – говорит Марина Красикова.

Психолог Дмитрий Басов объясняет, что сейчас многие люди, несмотря на снятие запретов, продолжают самоизолироваться. Причин несколько, и самая простая из них – это привычка.

В начале карантина всем было сложно примириться с ограничениями. Но психика человека так устроена: он привыкает ко всему, подстраивается, адаптируется. Так что сейчас нужно время на обратную адаптацию, после чего человек сможет, как и раньше, свободно перемещаться по городу.

«В боязни выйти на улицу есть и рациональный аспект. Нужно понимать, что коронавирус никуда не делся, а заболеть им сейчас шансов даже больше, чем в начале эпидемии, когда объявили самоизоляцию. На мой взгляд, ограничительные меры снимаются лишь потому, что система здравоохранения готова к приему новой порции заболевших. И потому, что экономика страны должна работать. Несмотря на низкий уровень смертности, есть долгосрочные последствия перенесения COVID-19, которые до конца не изучены. Каждый сам оценивает риски и соотносит их с удовольствием от прогулок или необходимостью выходить из дома. Это вполне естественно», – говорит психолог.

По его словам, не исключено, что у людей, которые боятся выйти на улицу, обостряются какие-либо психологические проблемы. Самая распространенная – это недовольство своей прежней жизнью.

«Человек обнаружил, что можно работать из дома – не тратить на дорогу три часа в день, не сидеть в душном, переполненном офисе. При этом еще и продукты можно заказывать на дом. Или даже жить за городом, на природе. То есть у многих людей за время самоизоляции существенно улучшилось качество жизни. А выход на улицу ими подсознательно «считывается» как потеря всего прекрасного, что было. Вполне возможно, что в таком случае страх используется как оправдание. То есть не «я боюсь заразиться вирусом», а «я боюсь вернуться к прежней жизни», – объясняет Басов.

«От Zoom уже колбасит!»: хотят ли балашихинцы продолжить работу на удаленке?>>

Зона комфорта

Дом на время обязательной самоизоляции был для каждого из нас самым безопасным местом. И, конечно, самым комфортным.

«Домашняя обстановка успокаивает, и когда к ней привыкаешь, она становится комфортным убежищем, из которого непросто выйти», – подтверждает психолог.

Так, Ирина уже два месяца находится на самоизоляции. Она честно признается, что так комфортно, как сейчас, ей не было никогда в жизни: не надо никуда спешить, не надо встречаться с людьми, «натягивая» на лицо улыбку.

«Я интроверт и всегда предпочитала одиночество. Но разве же у меня был выбор? На работу ездить надо, за покупками ходить, бегать по каким-то организациям, чтобы решить обычные бытовые проблемы – то с платежами за ЖКУ, то справку в МФЦ получить. А тут всех заставили сидеть дома. Мне это очень понравилось! И сейчас мне лень выходить даже в магазин за продуктами – заставляю себя это делать раз в два-три дня. И со страхом и ужасом думаю, что скоро наш офис откроют, и надо будет каждый день ездить на работу», – говорит Ирина.

Выход из зоны комфорта – это стресс для человека. И потому лучше делать это размеренно, позволяя себе постепенно привыкать к новым условиям жизни. В данном случае психолог рекомендует совместить первые выходы из дома с какими-то поводами, которые приносят радость и удовольствие.

«Можно пойти в лес на шашлыки, встретиться с теми, по кому действительно соскучились, покататься на велосипеде, если вы это любите. Сделайте то, что дарит вам положительные эмоции, – это поможет минимизировать стресс», – советует Басов.

Детские летние лагеря на фоне эпидемии коронавируса: что ждать родителям?>>

Принятие и время адаптации

В период адаптации к новым условиям жизни нужно проявить к себе доброту – не ругать, если что-то не получается сразу, не корить, не критиковать. Напротив, следует хвалить и радовать себя даже за небольшие достижения – причем не только словами, но и приятными мелочами. Например, покупкой долгожданной книги или симпатичной одежды, встречей с друзьями – чем-то, чего вы давно хотели.

Принять свои чувства, в том числе страх за собственную жизнь и сильную тревожность, – еще одно важное условие для адаптации. Если же подавлять эмоции и внутренние переживания, то в итоге они могут привести к психосоматическим нарушениям.

«Чтобы справится со страхом, нужно принять жизнь во всех ее проявлениях. Болезнь и смерть – тоже часть нашей жизни. Важно принять, что COVID-19, скорее всего, не исчезнет, а станет нашим постоянным спутником на долгие годы. Со временем придет понимание, что есть много других опасных и смертельных болезней, несущих угрозу нашей жизни, и коронавирус – лишь одна из них», – объясняет Басов.

Чтобы адаптироваться к «докарантинной» жизни, которая когда-то была такой привычной, потребуется время – в среднем от нескольких недель до нескольких месяцев.

«Сложнее всех придется людям с параноидными чертами характера и выраженной ригидностью, негибкостью. Им сложно адаптироваться, так как у них подорвано базовое доверие к миру – он представляется им враждебным, опасным и жестоким. В их голове не хватает хороших «защищающих» образов. Этот дефицит и вызывает чувство страха и незащищенности, желание спрятаться. Таким людям лучше обратиться за помощью к психологу», – резюмирует Басов.