ср, 24 апреля, 20:52
+17°C
В Балашихе
Следи за жизнью в городе

История Железнодорожного: от Сергеевки‑Обираловки до района Балашихи

©  Краеведческий музей г. Железнодорожный.

У Железнодорожного богатая история – он прошел путь от глухой деревушки до стратегически важного транспортного узла, а затем вошел в состав самого населенного городского округа Подмосковья. Корреспондент «РИАМО в Балашихе» вспомнила важные исторические вехи и интересные легенды о Железнодорожном.

От Блошихи до Балашихи: исторические вехи и интересные факты>>

«Настоящая обираловка!»

©  Guaglione, Retro view of Mankind&Habitat

Испокон веков самая активная торговля велась в Москве. Сюда отовсюду съезжались купцы, чтобы выгоднее продать товар. Чего только не было в их повозках: от скотины и пушнины до серебряной посуды и дорогой одежды. Длинной вереницей тянулись по дорогам конные повозки и обозы, ехали день и ночь, чтобы прибыть в столицу. Кроме купцов, в Москву ехали и богатые господа – на деловые переговоры и по другим делам.

В густом лесу кареты и обозы были легкой наживой для разбойников. Историки считают, что разбоем в основном занимались крестьяне. Не выдержав тяжкого труда, они сбегали в лес, и грабежи становились для них единственным способом пропитания и заработка.

Вооружившись самодельными топорами и рогатинами, мужики прятались за деревьями в ожидании очередного обоза. Нападали, выпрягали лошадей, забирали весь товар – и скрывались в лесах.

В 1760-х годах дурная слава о разбойниках распространилась очень далеко. Опасность таили все дороги, ведущие в Москву, но особый ужас у купцов вызвали Владимирский и Носовихинский тракты. Первый шел через опушку леса, второй пролегал в самой гуще. Объезда не было, и даже самые быстрые лошади не спасали – преступники нападали неожиданно, молниеносно обирая оторопевших купцов.

Пострадавшие от разбоя потом жаловались знакомым, называя произошедшее «настоящей обираловкой». Постепенно лесную местность вдоль Носовихинской дороги стали называть Обираловкой.

Балашиха кинематографическая: какие фильмы и сериалы снимали в городе>>

Приезд Екатерины II

©  Википедия

Жители Железнодорожного любят рассказывать историю о том, что в 1775 году Екатерина II посетила Обираловку – имение графа Петра Румянцева-Задунайского, русского полководца, главнокомандующего армией во время Русско-турецкой войны. В честь победы граф устроил праздник, на который якобы и приехала императрица.

Более того, согласно легенде, Екатерина II не просто приехала в Обираловку на карете, а приплыла по реке Пехорка на роскошном корабле.

История эта впервые появилась в 1891 году на страницах книги «Старая Москва» русского писателя и журналиста Михаила Пыляева. Историки сошлись во мнении, что он просто выдумал приезд Екатерины II, чтобы придать празднику особый размах. Это подтвердили исторические записи от 1775 года. Кроме того, в те годы на Пехорке было больше десяти запруд, поэтому корабль императрицы просто не смог бы преодолеть путь от Москвы до Обираловки.

Легенды Балашихи: пальмы под Москвой, «Метро‑2» и смерть Карениной>>

Путаница с названиями

©  сайт "Русская семерка"

В конце XVIII века деревня получила новое название – Сергеевка. Его часто связывают с графом Петром Румянцевым-Задунайским, который вроде как назвал свое имение в честь младшего сына. Однако некоторые историки считают, что это ошибка, что местность около Носовихинской дороги никогда не принадлежала Румянцеву-Задунайскому, а местные крестьянские семьи были в подчинении не у него, а у графа Романа Ларионовича Воронцова.

В любом случае, путаница с названиями продолжилась. Местность называли то Обираловкой, то Александровской пустошью, а поселение – Сергеевкой и снова Обираловкой. Народное «прозвище» оказалось весьма придирчивым и фигурировало даже в документах.

В XIX веке деревня перешла во владение княжеского рода Голициных.

Новый владелец вернул поселению старое название, и Сергеевку уже официально называли Обираловкой. Другой вариант – Абираево, но он совсем не прижился.

К 1850-м годам маленькая деревушка превратилась в полноценное поселение: здесь находилось шесть дворов, в которых жили 56 человек – солидная цифра для того времени. Крестьяне возделывали пашни, охотились на зверей, собирали в лесах грибы и ягоды. За поселением прочно закрепилось двойное название – Сергеевка-Обираловка.

Живописные места Балашихи: усадьба Горенки, озера и бульвар цветов>>

Стратегическое место

©  Краеведческий музей г. Железнодорожный.

Главной вехой развития Сергеевки-Обираловки стала прокладка железнодорожных путей в 1861 году. Появилась и станция – «Обираловка». Народное название оказалось самым живучим!

В 1866 году на станции был построен колодец со специальным ручным движком. Это нововведение принесло Обираловке много денег – доходы росли стремительно. Вскоре рядом со станцией возвели водокачку, а потом появился и поворотный круг, который облегчал управление составами поездов. В то время мимо Обираловки ежедневно проезжало около 20-25 человек.

В 1870-х годах Обираловка изменила свой статус с крестьянского поселения на железнодорожный поселок.

Железные дороги активно развивались, повышалась их стратегическая значимость. Вместе с этим менялся и облик Обираловки – появились четыре стрелки, пассажирские и жилые строения, а также здание почты. Возле станции всегда было оживленно – извозчики зазывали приезжих, предлагая им свои услуги. Торговцы мелочевкой процветали.

Расширялся и железнодорожный вокзал на станции. Помимо комнат с билетными кассами, появились сберкасса, телеграф и несколько залов ожидания. На их стенах висели иконы. Интересно, что нередко в здании вокзала совершались молебны, особенно по праздникам и выходным дням.

Музеи Балашихи: творчество Андрея Белого и династия Рябушинских>>

Смерть Анны Карениной

©  сайт Кинопоиска

Местные жители любят рассказывать еще одну легенду – красивую и трагичную, связанную с романом «Анна Каренина». Лев Толстой «бросил» главную героиню под колеса поезда именно на станции «Обираловка». И когда книга вышла в свет в 1877 году, поселок в одно мгновение стал знаменит.

Каждый, кто прочитал роман Толстого, хотел лично увидеть то место, где Каренина покончила жизнь самоубийством. На станцию ехали, как в музей. «Обираловка» стала предметом обсуждений и горячих споров в самых разных общественных кругах.

Все верили, что история, описанная Толстым, – чистая правда.

В реальности же нет документальных подтверждений того, что кто-то бросился под поезд на станции «Обираловка». Но у Анны Карениной есть реальный прототип – подобная история произошла на станции Ясенки Курской железной дороги со знакомой Толстого. Вероятно, поэтому писатель и решил таким образом завершить жизнь героини романа.

Странные улицы в Балашихе: Демин луг, Качалинская сторожка и Майкл Лунн>>

Начало XX века

©  lovafr, Retro view of Mankind&Habitat

В конце XIX века по железной дороге в Москву везли уголь, дрова, кирпич, зерно. Обираловка была важным транспортным узлом – рабочие грузили товар в вагоны, звенел колокол, оповещая об отправлении, и поезд трогался.

К началу XX века Обираловка очень изменилась. Рабочих, обслуживающих железную дорогу, становилось все больше, росла и площадь поселения – здесь насчитывалось уже более 200 дворов. Инфраструктура поселка тоже значительно расширилась – открылись парикмахерская, чайная и булочная, винная и бакалейная лавки.

В 1916 году в Обираловке случилось горе – вспыхнул пожар, который не пощадил ни дома, ни торговые лавки.

После бедствия местные жители решили защищаться от огня. Так в поселке появилась пожарная дружина, а затем был построен пожарный сарай.

В 1926 году численность населения Обираловки достигла 1 тысячи человек, а всего через 13 лет увеличилась в семь раз.

Легенды Балашихи: смерть Анны Карениной и проклятый цыганский дом>>

Бурное развитие

©  blimpo, Retro view of Mankind&Habitat

В 1937 году Обираловка получила статус поселка городского типа. А вскоре это неблагозвучное название наконец-то кануло в лету – поселение было переименовано в Железнодорожный.

После Великой Отечественной войны, в 1952 году, Железнодорожный «повысили» – из поселка он превратился в полноценный город. К концу десятилетия численность населения достигала почти 20 тысяч человек.

В 1990 году в Железнодорожном было 100 тысяч жителей. «Лихие девяностые» немного приостановили рост населения, но с приходом 2000-х прирост возобновился.

В 2014 году произошло объединение муниципалитетов Подмосковья, и Железнодорожный стал частью городского округа Балашиха. Сейчас в нем проживает более 150 тысяч человек, развитие идет бурными темпами.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Другие СМИ

Загрузка...